На краю Ойкумены


«На краю́ Ойкуме́ны» («Вели́кая дуга́») — историческая дилогия Ивана Антоновича Ефремова, написанная в 1945―1946 годах. Состоит из двух частей: «Путешествие Баурджеда» (1953) и «На краю Ойкумены» (1949). Произведение посвящено взаимоотношениям цивилизаций Древнего Египта, Древней Греции и центральной Африки. Обе повести объединяют место действия (Египет), некоторые события и драгоценный артефакт — голубой камень[1]. Дилогия имела успех у читателей и выдержала ряд переизданий в СССР и за рубежом[2].

«Путешествие Баурджеда» рассматривается исследователями в том числе как антитоталитарное произведение, как политическая аллегория эпохи сталинизма[3][4][5]. В центре обеих повестей ― конфликт человека и государства, в первом случае автор утверждает неизбежность антагонизма между личностью и властной тиранией, народом и государством; вторая часть акцентирует столкновение художника и власти, искусства и деспотического государства[6].

Образ «Великой Дуги» ― земного океана, связывающего народы, ― олицетворяет их братство и борьбу за свободу[7].

Обе повести были написаны в 1945 году, однако «На краю Ойкумены» вышла в 1949 году («Молодая Гвардия»), а «Путешествие Баурджеда» ― в 1953 году[4], в год смерти Сталина. Под одной обложкой повести были изданы в 1956 году под названием «Великая Дуга» с предисловием В. Д. Иванова[1].

В письме к В. Н. Беленовскому от 25 апреля 1947 года Ефремов утверждал, что начал сбор материалов по «африканскому роману» в конце 1944 года, и ему удалось осуществить свой замысел лишь потому, что он сильно болел с конца 1945 года до июня 1946 года. «Великая дуга», по его утверждению, была написана в эти сроки[8]. Согласно письму автора к И. И. Пузанову от 16 декабря 1953 года, «Путешествие Баурджеда» было написано в 1945 году, раньше второй части[9]. В письме к Т. А. Чернышёвой от 10 июня 1960 года Ефремов говорит о 1945—1946 годах, указывая середину 1945 года как время написания первой повести. «Путешествие Баурджеда» планировалось как первая часть трилогии, на что, по словам автора, намекает пролог «Ойкумены», где рассказывается о находке камня в «родовом святилище антов на Украине»[10].