Неборак, Виктор Владимирович


Ви́ктор Влади́мирович Небора́к (родился 9 мая 1961, Ивано-Франково, Львовская область, УССР) — украинский поэт, прозаик, литературовед и переводчик, эссеист. Живёт и работает во Львове. Участник литературных групп «Бу-Ба-Бу», «Псы святого Юра».

Поэтическое творчество Виктора Неборака преимущественно рассматривают в более широком контексте литературной группы «Бу-ба-бу», к которой также принадлежат Юрий Андрухович и Александр Ирванец. Неборак является одним из соучредителей этой группы, творцом названия группы (аббревиатура от предложенной Андруховичем триады «бурлеск — балаган — буффонада»), а в пародийно-иронической бубабистский иерархии носит звание Прокуратора. «Пред-бубабистский» Неборак (сборник поэзий «Янтарное время», 1987) — поэт скорее романтичного, иногда даже сентиментального склада, в то же время уже с выразительным ироническим и урбанистическим мировосприятием. Начиная с ранних поэтических деклараций одним из главных героев творчества Неборака становится его родной город Львов. С годами частое обращение Неборака к сугубо львовским темам и образам приобрело признаки последовательной программности и даже некоторую нарочитость.

Своеобразным апогеем «бубабизма» стал сборник поэзий «Летающая голова» (1990) — полифоническая «книга-карнавал», в которой в полной мере раскрываются и совмещаются раблезианско-ренессансное мировоззрение автора и высокотехническая манера стихосложения. Именно с момента выхода «Летающей головы» в украинской литературной критике начинают говорить о постмодернизме и необарокко. Автор сборника концепционально усваивает знаки массовой молодёжной культуры (сфера рок-музыки, шоу-бизнеса, молодежной моды, сленговые вкрапления в лексике и тому подобное).

Сборник «Alter ego» (1993) — книга преимущественно верлибровая, по жанру лирико-медитативная, с претензией на экзистенциально-философские обобщения относительно «фундаментов бытия», в то же время с характерными всплесками самоиронии, как например, в стихотворении «Ужин».

Сборник «Разговор со слугой» (1994), задуманный как своеобразное продолжение карнавала «Летающей головы» на новой ступени, в то же время отразила значительные изменения в авторовском мироощущении. При всей внешней игривости и версификаторской изысканности (само художественно техническое оформление сборника решалось как элемент игры — внешне это должно было быть нечто наподобие интимной исписаной от руки тетради) она прежде всего свидетельствует об ощутимом посерьёзнении и постепенном обращении автора к традиционно консервативным, иногда даже фундаменталистским ценностям.