Невежин, Тимофей Онисимович


Тимофей Онисимович Невежин (род. 1630-е или 1640-е, Невьянская слобода, Тобольский разряд) — слободчик Царёва городища, основатель города Кургана.

Согласно переписи стольника Льва Мироновича Поскочина 1683 года: «Тимошка Онисимов сказал: родился в Верхотурском уезде в Невьянской слободе и жил в Далматовом монастыре за вклад. И во 187 году велено ему на Цареве Городище стороить слободу.»[1] (7187 год от сотворения мира соответствует 1678/1679 году). В то время Невьянская слобода входила в состав Верхотурского уезда Тобольского разряда, подчинённого до 1637 года приказу Казанского дворца, а с 1637 года — Сибирскому приказу; ныне село Невьянское — административный центр Невьянской сельской администрации муниципального образования Алапаевское Свердловской области[2]. Во всех документах до указа от 30 декабря 1701 года (10 января 1702 года) представители низших сословий писались полуименем (например, Тимошка, а не Тимофей). До публикации в 2001 году С. В. Трофимовым и Ю. В. Коноваловым переписи Л. М. Поскочина в исторической литературе писали о том, что Невежин был выходцем из тюменских крестьян.

С 1649 года он выполнял всякую монастырскую работу в Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре, без денежного и хлебного жалования[3].

7 сентября 1651 года к монастырю неожиданно подошли 100 воинов царевичей Девлет-Гиреея и Кучука, разграбили и пожгли монастырь, убили трёх старцев и 17 человек монастырских служек и увели с собой 20 человек. Весть обо всем происшедшем принесли один старец и мальчик, бежавший из плена. Позднее нашли ещё четырёх спрятавшихся монастырских служек. Основатель и строитель монастыря старец Далмат отсутствовал в это время в монастыре[4].

В августе 1662 года Сары Мерген с отрядом около двух тысяч человек разгромил слободы по р. Исети (Барневскую, Мехонскую), разрушили Катайский острог, первые поселения Далатова монастыря — слободу Служнюю, Нижне Ярскую деревню. Как отмечено в «Древней рукописи из архивных актов» «…не осталось целым и Далматова монастыря зданий, между тем, как стянулись сюда полки ратных людей из Тобольска, монастырь в крайности покинутый иноками Уже без защиты, варварами не оставлен даже в развалинах, но по сожжению сравнен с землею»[5].

В переписных книгах стрелецкого головы Кирилла Дохтурова 1662 года Тимофей Анисимов упоминается в числе монастырских детёнышей[6][7].