Невидимая рука


«Неви́димая рука́» (англ. invisible hand) — популярная метафора, использованная Адамом Смитом в трёх работах. Впервые она появляется в раннем эссе «История астрономии». Работа не была издана при жизни автора, фраза не имела экономической направленности (речь шла о руке древнеримского бога Юпитера[1]). В работах «Теория нравственных чувств» (1759 год) и «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) фраза использована при описании механизма влияния индивидуальных интересов на максимизацию общественного богатства.

Идеи о непреднамеренном упорядочивании хаотических систем, лежавшие в основе метафоры «невидимой руки», можно найти в работах Петти и Локка в XVII веке. Философы шотландского Просвещения, одним из которых был Адам Смит, сделали основной темой своих работ мысль о том, что поступки индивидуумов могут иметь для общества положительные последствия, которые вовсе не были целью или побудительным мотивом для тех, кто их совершает[2].

Впервые термин невидимая рука использовался в подобном смысле в работе А. Смита «Теория нравственных чувств»:

По-видимому, какая-то невидимая рука заставляет их принимать участие в таком же распределении предметов, необходимых для жизни, какое существовало бы, если бы земля была распределена поровну между всеми населяющими её людьми. Таким образом, без всякого преднамеренного желания и вовсе того не подозревая, богатый служит общественным интересам и умножению человеческого рода.

Более известным стал фрагмент из главы II «Об ограничении ввоза из-за границы таких продуктов, которые могут быть производимы внутри страны» книги IV работы «Исследование о природе и причинах богатства народов»:

Но всякий человек употребляет капитал на поддержку промышленности только ради прибыли, поэтому он всегда будет стараться употреблять его на поддержку той отрасли промышленности, продукт которой будет обладать наибольшей стоимостью и обмениваться на наибольшее количество денег или других товаров.