Невиль, Альфонс де


Альфо́нс де Нёви́ль (фр. Alphonse de Neuville; 31 мая 1836 — 19 мая 1885, Париж) — французский художник-баталист; иллюстратор романов Жюля Верна.

Родился в богатой семье. В 1856 году поступил в военно-морскую школу в Лорьяне, именно там он начал заниматься рисованием. Дебютировал в 1859 году картиной из крымской кампании «Батальон стрелков на батарее Жерве». Писал также картины на темы итальянской кампании 1859 года и Мексиканской экспедиции, но больше всего в этот период был известен созданием иллюстраций к роману Жюля Верна «20 000 лье под водой» (1869 год).

В 1870 году началась Франко-прусская война — и Невиль сразу создал себе громкое имя. Приняв участие в войне — сначала младшим офицером в армейском батальоне, a затем при штабе генерала Кайе, коменданта Бельвильского сектора, — Невиль отлично изучил характер военных действий под Парижем и дал в своих произведениях разнообразную и яркую картину их.

Одна из первых же его картин, написанных после войны, «Последние патроны», произвела сенсацию в Париже и сделала имя художника широко известным. В ней французское общество видело, по выражению одного историка, «символ всего героического в несчастной армии и всех жестокостей судьбы, выпавших на её долю».

Тем же искренним патриотическим воодушевлением проникнуты и последующие его произведения. Нёвиль редко давал широкие картины боев, массовых движений: кроме большой панорамы «Сражение при Шампиньи», созданной им совместно с Детайлем, можно назвать, пожалуй, только «Атаку драгун при Гравелоте»; большинство же его произведений изображает отдельные эпизоды современного ему боя, где инициатива небольших групп и отдельных воинов выражается особенно ярко. От этого его картины не только не проигрывают, а, наоборот, выигрывают в величии и драматизме.

Лучшие его вещи — «Битва при Бурже» («La bataille du Bourget» и «Le repos après la bataille du Bourget»), «Кладбище Сен-Прива», «Защита ворот Лонгбуайо» («La défense de la porte de Longboyau») — рисуют ту же упорную стойкость незаметных героев.