Немецкая оккупация


«Немецкая оккупация» — цикл работ советского художника Меера Аксельрода, созданный в годы Великой Отечественной войны. Цикл посвящён памяти миллионов расстрелянных, сожжённых, замученных — в Бабьем Яру и других урочищах, в лагерях смерти, в ходе «акций» в бесчисленных гетто.[1]

Во время Второй мировой войны, находясь в эвакуации в Алма-Ате (там художник работал с Эйзенштейном над фильмом «Иван Грозный»), Аксельрод встретился с еврейскими беженцами из Польши и оккупированных районов Советского Союза. От них он узнал первые подробности Холокоста. Потрясённый, художник начал переносить на бумагу и холсты сцены бедствий, которые видел в своём воображении: массовые казни, бессудные расправы, гетто, концлагеря. В результате появился уникальный цикл «Немецкая оккупация», поражающий зрителя пронзительной, почти документальной силой воздействия. Это единственный большой — более 100 работ — цикл о зверствах немцев и о жизни и смерти под нацистской оккупацией, созданный крупным художником непосредственно во время войны. Этот цикл имел важное национально-историческое значение, перекликался со знаменитыми публицистическими статьями Ильи Эренбурга, которые годы Великой Отечественной войны и Холокоста читала едва ли не вся страна[2].

Завершением большого цикла работ «Немецкая оккупация» стал единственный прижизненный портрет героя Собибора — Александра Печерского, с которым художник познакомился в Ростове-на-Дону, на открытии первой персональной выставки Аксельрода. Портрет написан в 1968 году.[3][4]

По разным причинам цикл «Немецкая оккупация» никогда не выставлялся целиком. Поначалу казалось, что его выставочная судьба складывается успешно: шесть работ из цикла были представлены на групповой выставке уже в 1942 году. Однако в дальнейшем сталинская политика государства, не выделяющего никого по национальному признаку (несмотря на то, что на оккупированных территориях нацисты уничтожили еврейское население), и другие общественные и личные обстоятельства помешали произведениям цикла завоевать должную популярность.

Работы из цикла приходят к зрителю в полном объёме благодаря сотрудникам Фонда Александра Печерского, которые подготовили серию выставок с одноимённым названием «Немецкая оккупация», имевших большой успех в России и за границей.