Немецкая философия


Немецкая философия — это обобщенное название для философии на немецком языке, а также философии немецких мыслителей.

Немецкая философия была чрезвычайно многообразной по представляемым взглядам, занимала центральное место в рамках аналитической и континентальной философских школах на протяжении веков, от Готфрида Лейбница, Иммануила Канта, Георга Гегеля, Христиан Вольф, Карла Маркса, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше, Людвига Витгенштейна до современных философов, таких как Юрген Хабермас.

Зарождение немецкой философии относится ко времени Высокого Средневековья, когда в Германии появились университеты (Кёльнский и Гейдельбергский). Одной из первой форм философской мысли в Германии стала схоластика, представленная Альбертом Великим и тяготевшая к реалистическому направлению.

Помимо схоластики средневековая философия в Германии била в сильно мистическом направлении в лице Мейстера экхарта и его учеников  (фр.), определивших на многие века пантеистические и интуитивистские черты немецкой философии.

Огромное влияние на развитие немецкой мысли (в том числе и на взгляды его противников) оказало учение Мартина Лютера и последовавшая за ним реформация. Его ключевой философской работой является трактат «О рабстве воли». Будучи теологическим по форме, трактат, однако, пытается дать ответы о роли и месте человека в современном ему обществе, что было разрывом с прежней чисто теологической традицией.

Наибольшую известность в этот период получил математик и философ из Берлина Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716), писавший на французском и латинском языках, и стремившийся найти опору для философии в естественнонаучном методе. Вместе с Рене Декартом и Бенедиктом Спинозой, он входил в тройку наиболее сильных сторонников рационализма в 17 веке. Его также называют основоположником немецкой философии рационализма[1] Работы Лейбница также предвосхищали современную логику и аналитическую философию. Вольф, ученик Лейбница, был доминирующим в немецкой философии до Канта.