Немецкий идеализм


Немецкий идеализм, или немецкая классическая философия — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями И.Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля[1]. В советской философской литературе понятие немецкая классическая философия включало также философское учение Л. Фейербаха.

В русской философской литературе распространён термин немецкая классическая философия. В немецкоязычной и англоязычной литературе принято выделять неме́цкий класси́ческий идеали́зм или немецкий идеализм (нем. Deutscher Idealismus). Сами немецкие философы ассоциировали свои теории с тем или иным видом идеализма:

Основное различие между этими четырьмя видами идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или Я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи.

В марксистской традиции вместе с названными философскими концепциями рассматривалось и материалистическое учение Л. Фейербаха, основанием чего послужили произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, в частности работа «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (нем. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie, 1886)[1].

Во французской традиции считается, что существенный вклад в немецкую классическую философию внесли также такие философы, как оппонент Мендельсона и Канта Якоби, Рейнгольд и Шлейермахер.

В понятия «немецкая классическая философия» или «немецкий идеализм» сами немцы никогда не включают философские труды авторов «Бури и натиска», особенно таких титанов, как Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер несмотря на крайнюю близость их воззрений классикам. Не включаются в понятие «классическая немецкая философия» и такие явления, как сама по себе философия романтизма (например, обширное и разнообразное философское творчество членов Йенского кружка или философские труды друга Гегеля Фридриха Гёльдерлина), а также традиция герменевтической мысли систематизаторов философии от Иоганна Георга Гамана до Фридриха Аста и Фридриха Шлейермахера, философские искания таких деятелей, как, например, Готтхильф Генрих Шуберт, Фридрих Генрих Якоби, Йозеф Гёррес.


Философы немецкого идеализма. Кант (вверху слева), Фихте (вверху справа), Шеллинг (внизу слева), Гегель (внизу справа)