Немецкий романтизм


Немецкий романтизм (нем. Deutsche Romantik) — первоисточник континентального романтизма; господствующее направление в искусстве немецкоязычных стран Европы с конца XVIII до середины XIX века. Сформировался в Йене практически одновременно с английским романтизмом и раньше, чем аналогичные явления в других странах Европы.

Предромантизм в Германии (представленный, к примеру, знаменитой балладой «Ленора») пришёл на смену школе «Бури и натиска», которая подготовила его своими излюбленными темами борьбы с тиранией, конфликта свободолюбивой личности с существующим порядком. В этом отношении наиболее характерны драмы ШиллераДон Карлос», «Разбойники»). На рубеже веков иенская школа романтизма сосуществовала с веймарским классицизмом (расстояние между Веймаром и Йеной всего 24 км).

Характернейшая черта немецкого романтизма — смутное томление по высшей, идеальной действительности, по совершенной гармонии жизни и искусства (Sehnsucht). Новалис сумел выразить это томление в мистическом символе голубого цветка (Blaue Blume). Растущее осознание недостижимости идеала часто приводило романтиков к пессимистическому миросозерцанию (т. н. «мировая скорбь» — Weltschmerz), примером чего может служить австриец Ленау.

Ранние романтики искали единства повседневной жизни и искусства в Средневековье и в солнечной Италии; для кружка назарейцев характерен культ ренессансной Флоренции. Приверженцы романтизма бежали от скучного капиталистического «мира цифр и рассудка» и уносились мечтой ко временам феодального миропорядка. Их вдохновляли горные и морские пейзажи, развалины старинных замков, яркие эмоции и загадки сверхъестественного.

Вслед за йенскими на сцену вступили (в 1804-09 гг.) гейдельбергские романтики, которые просвещенческому культу книжной учёности противопоставили народные предания и фольклор (сказки братьев Гримм, «Волшебный рог мальчика»); мыслители того времени часто рассуждали о «духе народа» (Volksgeist). На этой националистической основе сформировалась мифологическая школа.

Последним бастионом романтизма служила в 1830-е и 1840-е гг. швабская школа (Л. Уланд, Ю. Кернер, Г. Шваб, В. Гауф, Э. Мёрике). В балладах, сказках, легендах её представители идеализировали Средние века, воспевали швабскую старину и уносились в мистические дали, чем давали пищу для насмешек молодёжи. Подробнее об упадке и вырождении романтизма в Германии см. статью бидермайер. Последним поэтом-романтиком считал себя Генрих Гейне (1797—1856); его склонность к самоанализу обернулась «страшной иронией над самим собой, над романтикой своего чувства»[1].