Неодарвинизм


Неодарвинизм — теория эволюции, созданная в 1880—1890-х годах в от­вет на по­пыт­ки оп­ро­верг­нуть тео­рию естественного отбора Чарльза Дар­ви­на (см. Неоламаркизм) или до­пол­нить её иде­ей на­сле­до­ва­ния при­об­ре­тён­ных организмом при­зна­ков. Представляет собой синтез теории Дарвина о естественном отборе и популяционной генетики[1].

Неодарвинизмом иногда называют современную теорию эволюции, представляющий собой синтез генетики и классического дарвинизма, что неправильно с исторической точки зрения[2]

Первоначально термин применялся для обозначения эволюционной концепции, созданной Августом Вейсманом (вейсманизм) на раннем этапе развития генетики.

Неодарвинизм А. Вейсмана обосновывал положение о том, что все особенности строения живых существ могут быть объяснены с точки зрения дарвиновской теории естественного отбора, и нет повода признавать какое бы то ни было внутреннее стремление к совершенствованию, какое постулировал, например, автогенез (напротив, отрицая роль внешних факторов).

Неодарвинизм отвергает возможность наследования приобретённых признаков, которую постулировал ламаркизм. Одно из основных понятий неодарвинизма — учение о «зародышевой плазме» и «зародышевом пути». В соответствии с этой концепцией, передаются по наследству лишь изменения, происходящие в наследственных единицах половых клеток — «детерминантах».

А. Вейсман, отмечая ведущую роль естественного отбора в эволюции, распространил идею отбора также и на отдельные части особей и наследственные детерминанты (так называемый «тканевой отбор» и «зачаточный отбор»). Предпринятая Вейсманом первая попытка увязать данные зарождавшейся генетики с эволюционной теорией и дополнить дарвиновское представление о естественном отборе считается, в основном, ошибочной, однако некоторые идеи из неодарвинизма всё же перешли в синтетическую теорию эволюции[источник не указан 3712 дней].