Неокантианство


Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков, получившее распространение в Европе в 1870—1910-е годы[1].

Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманом в работе «Кант и эпигоны» (1865)[1] в условиях кризиса философии и моды на материализм.

Неокантианство подготовило почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний). Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причём культуру организуют ценности. Отсюда именно неокантианцами была выделена аксиология.

Причины успеха течения связываются с тем, что неокантианцы противостояли не только материализму естественных наук, но и любой идеалистической метафизике[1].

Появление неокантианства связывается с разрывом между философией и естественными науками, быстрое развитие которых поставило под сомнение мировоззренческую гегемонию немецкого идеализма. Поводом для повороту к Канту первоначально стал «спор о материализме», попытка совместить естествознание и кантовскую эпистемологию произошла в физиологии («физиологическое неокантианство») [1].

В неокантианстве различают Марбургскую школу, занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук, и Баденскую школу (Фрайбургскую, Юго-западную), сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла («наук о духе»).