Неопалимая купина


Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.

В тексте Библии не описываются признаки горящего кустарника, и о нём известно лишь его название на древнееврейском языке: др.-евр.סְּנֶה‏‎ снэ. Кроме упоминания данного слова в контексте описания неопалимой купины, представшей перед Моисеем, оно встречается в Пятикнижии лишь ещё один раз (Втор. 33:16), вновь в качестве отсылки к тому же событию, произошедшему с Моисеем.

Синодальный перевод Библии называет это растение «терновым кустом», однако толкования по этому вопросу не столь однозначны. В Монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в качестве «неопалимой купины» демонстрируется кустарник ежевики священной[en][1] (Rubus sanctus или Rubus sanguineus), однако данный вид не эндемичен для Синайского полуострова, а куст, растущий в монастыре, был культивирован местными монахами[2].

В книге ботаника Михаэля Зохари «Растения Библии» выдвигается версия, что речь шла о полукустарнике сенне александрийской ввиду сходства древнееврейского названия растения с арабским названием сенны[2], а в книге натуралиста Генри Бейкера Тристама «Фауна и флора Палестины» было выдвинуто предположение о том, что речь идёт о ремнецветнике, паразитирующем на других деревьях и гипотетически способным произвести впечатление горящего дерева благодаря яркой окраске своих цветков[3]. Израильские исследователи Александр и Женя Флейшер также отмечали свойство ясенца белого, в народной речи иногда называемого «неопалимой купиной», выделять фитонциды, легко воспламеняющиеся при поднесении к растению зажжённой спички[4], однако ясенец не эндемичен для Синайского полуострова, и описанное моментальное возгорание не соответствует библейскому описанию продолжительного горения[5].

В еврейских источниках многие толкователи склоняются к мнению, что кустарник «снэ» был кустом ежевики священной[en][6], но встречается также идентификация кустарника как сенны александрийской, дерезы, зизифуса настоящего, цистанхе и других растений[3]. Были высказаны и мнения о том, что речь идёт не о названии конкретного растения, а о собирательном названии кустарниковой поросли, горение которой в пустыне на обширном участке могло произвести глубокое впечатление на наблюдателя[3], а также о проведении параллели между кустарником и напоминающими кустарники живописными дендритами в рассыпанных по пустыне кристаллах[7].

У мусульманских толкователей встречается идентификация кустарника, вероятно основанная на еврейских источниках, как растения по названию «аусадж» (араб. عوسج‎), что может означать дерезу обыкновенную или крушину, а также как ежевики священной или зизифуса настоящего[8].