Нервизм


Нервизм — идея о главенствующем значении нервной системы живого организма (животного и человека) в регуляции его физиологических функций и процессов. Теорию нервизма развивали К. Бернар, И. М. Сеченов, С. П. Боткин, а практически её исследовал И. П. Павлов, который ввёл в научный оборот в 1883 году понятие «нервизм» и развил его в учении о высшей нервной деятельности.

Концепцию нервизма разработывали в Советском Союзе Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский, Л. А. Орбели, что в значительной мере повлияло на развитие физиологии в СССР.

Однако переоценка нервизма привела к недооценке рядом физиологов роли других регулирующих систем живого организма, что было впоследствии скорректировано и в настоящее время считается, что физиологические функции и процессы регулируются за счет взаимодействия нервной системы и гуморально-гормональных факторов[1].

Основателем принципа нервизма считается древнегреческий учёный Алкмеон (VI—V века до н. э.), который первым связал поведение человека с работой его нервной системы и мозга при описании строения тела и его функций. Обнаружив проводники, идущие к органам чувств, учёный пришел к заключению, что переживания, ощущения и восприятие свойственны как человеку, так и животным, так как у последних такие проводники также имеются. На идеи Алкмеона и его учение о четырёх типах темперамента опиралась в дальнейшем медицина Гиппократа. Принцип нервизма стал основой для понимания, что душа человека сосредоточена в его мозге. Принцип подобия в объяснении механизма ощущений и восприятий использовали Эмпедокл и атомисты[2].

В новое время Рене Декарт исследовал свою идею о рефлекторном принципе деятельности нервной системы.

Фридрих Гофман выдвинул гипотезу о том, что нервы влияют на «все перемены в здоровом и больном состоянии». Эту концепцию развивал Уильям Куллен.