Нерсес IV Шнорали


Нерсе́с IV Шнорали́ (Благодатный), также Нерсе́с IV Клаеци́ (Клаэнский), Ергецо́х (арм. Ներսես Շնորհալի; около 1100 замок Цовк, область Цопк — 13 августа 1173[1]) — армянский поэт[2] и общественный деятель[2], католикос (1166—1173) Армянской апостольской церкви. Один из наиболее значимых армянских поэтов[3], В. Брюсов сравнивал его творчество с Верленом[4]. Святой Армянской Апостольской и Римско-католической церквей.

Родился в семье владетельного князя замка Цовк Апирата Пахлавуни. Правнук[1] знаменитого церковного писателя Григория Магистроса, младший брат[1] и преемник католикоса Григора III Пахлавуни. Получил основательное образование в школе при монастыре Кармир[4], у епископа Степаноса Манука. С 1150 года жил в основном в Ромкле

В 1170 году в городе Ромкла, местопребывании католикосов, произошёл диспут между Нерсесом и уполномоченным императора Мануила, богословом Феорианом; второй диспут состоялся в 1172 году. «Изложение веры» Нерсеса, в которой приведена приемлемая для Армянской церкви формула Халкидонского символа веры, написано было до первого диспута и представляет род программы, на основании которой могло бы состояться соглашение. Император Мануил и Патриарх Константиноольский Лука, обсудив «Изложение Веры», нашли, что оно может послужить основой к началу объединения Армянской и Византийской Церквей.

Нерсес отправил императору послание, уточнив, что объединение должно происходить не по примеру хозяина и слуги, а как равного с равным, на основе Священного Писания и Священного Предания. Где бы ни обнаружились богословские и обрядовые отклонения, будь то у армян или у византийцев, они должны быть исправлены.

На это послание Нерсеса Шнорали император и Патриарх Михаил III ответили в 1172 году, предлагая армянам для объединения принять ряд условий: исповедовать, что в Христе не только одно лицо, два естества, как истолковал Нерсес, не порицая в то же время прежние толкования своей церкви, так как «два естества» его церковь не отрицала, а объясняя, что они не противоречили оросу Халкидонского собора, но и две воли и два воздействия, признать Халкидонский и все последующие соборы византийской церкви не поместными, как полагал Нерсес, а вселенскими.

Разочарованный Нерсес ответил Феориану, посланнику императора и патриарха, что сам он не вправе решать столь серьёзные вопросы и что он ответит на них после созыва Собора Армянской Церкви. В этом Соборе участвовали епископы Армении, Киликии с прилегающими землями, Алуанка. Собор, с одной стороны, опять осудил монофизитство, с другой — снова подтвердил учение Кирилла Александрийского о единой природе Бога Слово воплощенного. Но ещё до того, как в Константинополе узнали о решении Собора, в 1180 году умер император Мануил, а его последователи каких-либо признаков заинтересованности в объединении с Армянской Церковью не проявили.