Армянская духовная семинария Нерсесян


Армянская духовная семитария Нерсесян (арм. Թիֆլիսի Ներսիսյան հայ առաքելական ճեմարան), также известен как Нерсисянская школа (арм. Ներսիսյան դպրոց) — религиозное учебное заведение, действовавшее с 1824 по 1924 год в Тифлисе. Одно из самых известных армянских средних школ и играла исключительную роль в жизни армянского народа. Среди её выпускников было много армянских писателей, ученых, общественно-политических и государственных деятелей, известных педагогов.

Первая армянская средняя школа на Кавказе, которая функционировала целое столетие, была основана в Тифлисе 1824 году по инициативе главы Грузинской епархии Нерсеса Аштаракеци. Позже она назвалась именем её основателя. Автором строительного проекта является Лимкур, архитектор из Санкт-Петербурга, а расходы на строительство покрывал меценат-армянин Александр Манташянц. Первым инспектором был выдающийся армянский писатель и педагог Арутюн Аламдарян.

Школа была одним из ярких центров армянской культуры и играла очень важную роль во всех сферах армянской реальности. Её первыми выпускниками были основатель новой армянской литературы, великий просветитель Хачатур Абовян, редактор-издатель "Северного сияния", публицист Степанос Назарян, один из сторонников нового вида театра,Галуст Шермазанян и другие. В ней учился известный писатель Перч Прошян, писатель и педагог Газарос Агаян, поэт Ованес Туманян, всемирно известный художник-скульптор Ерванд Кочар, выдающийся писатель Дереник Демирчян, известный этнограф Ерванд Лалаян, народные артисты Арм. ССР Г. Тер-Давтян и А. Харазян и другие видные армянские деятели культуры.

Учителя семитарии сыграли исключительно большую роль как в развитии школы, так и в развитии армянской культуры и науки, в формировании прогрессивного армянского общественного мнения. Нерсисянская школа сыграла исключительно важную роль в становлении и развитии нового литературного языка. Семена, распространенные Хачатуром Абовяном, Степаносом Назаряном, Микаелом Налбандяном, Рафаэлем Патканяном и другими, нашли благоприятную почву в школьной среде для создания литературного армянского языка. В этой школе учились армяне из разных уголков Кавказа, различные диалекты которых обогатили и сформировали восточноармянский язык.

За сто лет своего существования (1824—1924) Нерсисянская школа подарила армянскому народу около 2000 работников литературы и искусства, педагогики и науки, сельского хозяйства и промышленности, здравоохранения и культуры, которые работали в основном в армянской среде.