Несмит, Александр


Александр Несмит (собственно: Нэсмит; англ. Alexander Nasmyth; 9 сентября 1758[1][2][…], Эдинбург[3] — 10 апреля 1840[1][2][…], Эдинбург[3]) — британский шотландский художник, отец инженера и изобретателя Джеймса Несмита (1808—1890) и художника Патрика Несмита (1787—1831).

Александр Несмит родился в 1758 году в Эдинбурге и там же учился в Королевской школе Эдинбурга и Эдинбургской художественной школе. В возрасте 16 лет отправился в Лондон, где поступил в ученики к портретисту Аллану Рэмзи. Спустя четыре года, в двадцать лет, вернулся в Эдинбург, где начал работать в качестве портретиста. В 1782 году, на средства эдинбургского мецената Патрика Миллера, на два года уехал в Италию, где познакомился, в частности, с творчеством Клода Лоррена и заинтересовался пейзажем.

После возвращения в Шотландию, Несмит писал пейзажи, однако нередко обращался и к портрету. Он, в частности, создал портрет поэта Роберт Бёрнса, с которым дружил. На своих пейзажах Несмит изображал реальные виды Шотландии, а не абстрактные идеализированные ландшафты, что было относительным новшеством для того времени. Интересно, что некоторые работы были написаны, чтобы проиллюстрировать, как будут выглядеть на местности здания, запланированные к строительству: например, пейзаж «Инверари с моря», был написан Несмитом по заказу герцога Аргайла и изображал место, где планировалось строительство маяка.

В Эдинбурге, аристократия и купечество которого интересовались новыми веяниями в искусстве, а количество профессиональных художников было невелико, деятельность Несмита была чрезвычайно разнообразной. Он писал декорации для театров, работал как архитектор, спроектировав, по крайней мере, три моста, и декоративную ротонду над колодцем в античном вкусе у реки Лейт в Эдинбурге, сохранившуюся до настоящего времени; участвовал в работе над проектом первого в мире работоспособного парохода, представлял, по заказу городского магистрата, свои предложения по расширению города.

Кроме того, в своей мастерской в Эдинбурге Несмит имел многочисленных учеников, среди которых были Дэвид Уилки, Дэвид Робертс и Кларксон Стэнфилд.

При этом Несмит был известен своими либеральными взглядами в такой степени, что уже к концу 1780-х годов они стали пугать эдинбургскую аристократию, а в 1790-е годы на фоне событий Французской революции, Несмит вынужден был отказаться от написания портретов, так как заказчики, обеспокоенные неблагонадёжностью художника, исчезли почти совсем. Это, однако, не особенно помешало карьере художника.