Нижегородский теплоход


Публичное акционерное общество «Завод Нижегородский Теплоход» (ПАО ЗНТ) — судостроительное предприятие, расположенное на Бору Нижегородской области России. Основано в 1911 году. Специализируется на строительстве судов технического и вспомогательного флота, портовой техники и производстве изделий судового машиностроения.

В 1911 году нижегородский промышленник Дмитрий Васильевич Сироткин основал на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода, судостроительный завод. Было предпринято несколько попыток найти подходящее место. Сначала – устье реки Везломы, которое не подошло из-за сильного разлива вод во время половодья. Далее выбор пал на так называемые Моховые горы, но здесь слишком затратным оказался спуск судов с гор.

Только с третьей попытки были выбраны те самые песчаные дюны, на которых завод стоит сейчас. Рядом находилось Мордово озеро, которое предполагалось соединить с Волгой искусственным каналом.

Название новому предприятию было дано не случайно: начало XX века стало периодом своеобразной революции в судостроении, когда на смену пароходам начали приходить работающие на жидком топливе теплоходы. «Завод Нижегородский Теплоход» одним из первых в Российской империи приступил к выпуску новой продукции – теплоходов.

Д. В. Сироткин договорился со Старожиловским крестьянским обществом об аренде земли на песчаных дюнах рядом с Мордовым озером.

Строительство завода велось быстрыми темпами. В 1911 году соорудили стапеля, фундаменты под кирпичные здания электростанции, чугунолитейного и механического цехов. Летом 1911 года было заложено первое судно – баркас «Кашевар». К концу следующего года предприятие как комплексная единица было полностью готово к производству работ по судостроению и машиностроению. В 1913 году Д. В. Сироткин образует акционерное общество «Машиностроительный завод «Нижегородский теплоход», учредителями которого, кроме Д. В. Сироткина стали его брат В. В. Сироткин, местные купцы и промышленники М. П. Лапшин, Н. А. Смирнов, С. М. Бузин, зажиточный крестьянин П. А. Рукин и инженер-технолог А. Ф. Малышев, ставший техническим руководителем.