Нижняя Часовня (Ульяновск)


Нижняя Часовняисчезнувшая слобода Заволжского района города Ульяновск Ульяновской области РСФСР, существовавшая до 1955 года. Затоплена Куйбышевским водохранилищем.

Слобода находилась напротив Ульяновска, на левом берегу реки Волга и устье реки Ботьма, разделённый островом Телячим, между слободой Канава и деревней Петровка. До 1860-х гг. к слободе был свободный проход к часовенской пристани[1], но затем, из-за сильного течения реки и Пальцинской воложки, остров Телячий вытянулся и преградил речной путь к слободе[2]. С постройкой ж/д линий и открытия ж/д станций, к слободе были прорыты специальные каналы[3], а с 1930-х гг. ежегодно земснарядом стали производить дноуглубительные работы[4].

Название «Часовня» связано с Успенским монастырём, возникшим одновременно с городом. Монастырь построил несколько часовен в окрестностях города, в том числе и на левом берегу Волги (сожжена в 1670 году сподвижниками Стеньки Разина[5]), откуда начинался путь в необжитые земли Заволжья. Да и переправа была тогда делом опасным. Прежде чем пуститься в путь, стоило помолиться, а сойдя на берег — поблагодарить Бога за благополучный исход.

Приставка «Нижняя» дана в 1914 году, для отличия от другого одноимённого посёлка Верхняя Часовня, находившийся на возвышенности.

Дата основания слободы точно не известна. По мнению историка В. Н. Поливанова, слобода была основана с основанием Симбирска, с 1648 года. Первое писменное упоминание слободы содержится в рапорте подполковника А. И. Свечина в 1765 году.

Изначально, на летнее время, здесь селились мордовские рыбаки. Затем, когда была построена Закамская засечная черта (1655), начали заселятся на заволжских землях, сначала cлужилые люди, а затем помещичьи крестьяне, то здесь поселились люди из подгорья Симбирска. А когда были основаны города Ставрополье (1737) и Оренбург (1745), отсюда к ним был проложен, сначала Оренбургский почтовый и этапный тракт, затем торговый тракт [6][7]. С освоением Заволжья встала необходимость в перевозе людей через Волгу на лодках и скота — на завознях, чем и занимались местные жители[8].