Гяуров, Николай


Николай Гео́ргиев Гяу́ров (13 сентября 1929, Велинград, Болгария — 2 июня 2004, Модена, Италия) — болгарский оперный певец (бас). Герой Социалистического Труда НРБ (1976). Народный артист НРБ (1962). Дважды лауреат Димитровской премии (1959, 1966). Гражданин Австрии (с 1985).

В 1949 учился как вокалист в Софийской консерватории у Х. Брымбарова, с 1950 в Московской консерватории в классе А. И. Батурина, затем перевёлся в класс Р. Я. Альперт-Хасиной. После окончания консерватории в 1955 году, стал солистом Софийской народной оперы. В 1956 женился на болгарской пианистке Златинке Мишаковой.

Начало «западной» карьере Гяурова положил дебют в 1957 на сцене Венской государственной оперы (регулярно пел там с 1962, почётный член в 1989). В дальнейшем выступал в болонском «Театро Комунале» (с 1958), миланском «Ла Скала» (с 1959), лондонском «Ковент-Гардене» (с 1962), Лирической опере Чикаго (с 1963, дебют в США), Метрополитен-опере (с 1965), Опере Сан-Франциско (с 1967), Парижской опере (1974) и в других ведущих оперных театрах мира.

Гяуров, получивший первоклассное образование в Московской консерватории, в 1957 дебютировал в Большом театре СССР, впоследствии неоднократно гастролировал в России на лучших концертных площадках. Последние гастроли в 2002 (в возрасте 72 лет), в ходе которых он выступал совместно со второй женой (1978), итальянской певицей Миреллой Френи, получили негативную прессу. Узнав о негативных высказываниях российских критиков, Гяуров и Френи заявили, что больше никогда не будут выступать в России.

Гяуров неоднократно (с 1962) участвовал в международном музыкальном фестивале в Зальцбурге, в том числе в 1965 с триумфом исполнил партию Бориса в постановке «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского под управлением Г. фон Караяна, а в 1992 спел заглавную партию в опере «Из мёртвого дома» Л. Яначека (спектаклем руководил К. Аббадо).

В гастрольных поездах Гяуров изредка пересекался с другим крупным болгарским басом Б. Христовым (в России Христов никогда не выступал), с которым у него сложились непростые отношения. Предпосылкой для этого послужило то, что оба выступали в одних и тех же театрах в одном и том же репертуаре. Конфликт между знаменитыми певцами достиг кульминации в 1961 в миланском «Ла Скала», где они должны были петь в одном спектакле. Христов обвинил Гяурова в сотрудничестве с коммунистическом режимом Болгарии и отказался выступать, после чего администрация «Ла Скала» разорвала с Христовым контракт.