Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых


«Никола́й Мирлики́йский избавля́ет от сме́рти трёх неви́нно осуждённых» — картина русского художника Ильи Репина (1844—1930), оконченная в 1888 году. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Ж-4001). Размер — 215 × 196 см[1][2][3][4]. Сюжет картины связан с одним из деяний святого Николая Чудотворца (Мирликийского), смелые и принципиальные действия которого помогли предотвратить казнь трёх невинных людей. Актуальность этой темы связывалась с нравственной проповедью Льва Толстого и вопросом об отмене смертной казни[5].

Полотно было представлено на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)[6], открывшейся в феврале 1889 года в Санкт-Петербурге[7][8]. Мнения критиков разделились: в частности, писатель Митрофан Ремезов высоко оценил репинского «Святителя Николая», сочтя его «как по мысли, так и по исполнению» лучшим из всех представленных на выставке полотен[9], а Лев Толстой отмечал, что содержание полотна «не художественно, не ново, не дорого автору», «вся картина без фокуса, и все фигуры ползут врозь»[10]. Картину приобрёл император Александр III, причём впоследствии многократно упоминалась «легенда» о том, что именно с покупкой этого полотна было связано решение о создании Русского музея[11][12].

По мнению искусствоведа Николая Машковцева, картину «Николай Мирликийский» не следует рассматривать как икону или как произведение на религиозную тему — «Репина увлекла до самозабвения экспрессия действующих лиц, особенно осуждённых», и он показывает «начальный, самый сильный момент психического толчка»[13]. Искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что Репин «словно призывает любимейшего святого чудотворца остановить на Руси потоки крови, ставит зрителей перед лицом одного из его чудес»[14].

В 1884 году Илья Репин получил заказ на изображение святого Николая Мирликийского (Николая Чудотворца) от женского монастыря, расположенного в окрестностях Харькова[15][16]. Как вспоминал писатель и историк Дмитрий Яворницкий, в разговоре с ним Репин упоминал, что заказчицей образа Николая Чудотворца была игуменья Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем Харьковского уезда, куда он приезжал, чтобы навестить свою двоюродную сестру, которая была там монахиней[17]. Родственницу художника звали Эмилией, в монашестве — Евпраксией, а Репин называл её Олимпиадой. По некоторым данным, она была двоюродной сестрой Репина по отцу, и её фамилия — Борисова[18]. По-видимому, заказ был приурочен к 800-летней годовщине перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари, празднование которой ожидалось в 1887 году[19].


Действующие лица

Молодой осуждённый
Старый осуждённый
Осуждённый, над которым занесён меч
Николай Мирликийский (слева) и градоначальник
Палач

Авторские варианты-повторения картины

Вариант картины (1890, ККГ)
Вариант картины (1890, ХХМ)

Эскиз и этюды для разных версий картины

Святой Николай (1888, Атенеум)
Этюд (1889, Атенеум)
Этюд (не датирован, Атенеум)
Этюд (1895?, Атенеум)
Молодой мужчина (1889, Атенеум)
Эскиз (около 1889, ГРМ)