Рославец, Николай Андреевич


Никола́й Андре́евич Ро́славец (4 января 1881, Сураж, Черниговская губерния, Российская империя — 23 августа 1944, Ваганьковское кладбище, Москва, СССР) — русский и советский композитор, инструменталист, музыковед, скрипач и педагог.

Николай Андреевич Рославец родился в городе Сураже Черниговской губернии, в семье железнодорожного служащего. Сураж как место рождения указан в персональной карточке Рославца, заполненной самим композитором, и хранящейся в архиве издательства Universal Edition, публиковавшего произведения композитора в 1920-е годы[6]. Те же данные фигурируют в опубликованной биографической справке 1919 года. Позже, обвиненный «пролетарскими музыкантами» в «классовой чуждости» и «враждебности пролетариату», Рославец сознательно изменил свою официальную биографию, подвергнув её многократной правке. В частности, уездный центр был заменен глухим селом Душатиным, а социальный статус царского чиновника, служащего железной дороги, грозивший автоматическим зачислением в «лишенцы» — принадлежностью к беднейшему крестьянству. В результате подобной «коррекции», продиктованной необходимостью социальной защиты, возникла официальная версия биографии Рославца, опубликованная в 1924 году журналом «Современная музыка»[7]. В свидетельствах по прохождению военной службы Рославец записан как «крестьянин Гордеевской волости Суражского уезда».

Предположительно он относился к роду опального стародубского полковника Петра Рославца, когда жалобщиков заковали в цепи в Москве и прислали для суда в Малороссию.

Родственники Рославца были состоятельными: его дед владел «отличной столярной мастерской» — этот факт также не упоминался в опубликованной в 1924 году официальной биографии композитора. Будущий композитор и его отец были мелкими чиновниками, часто переезжавшими из города в город, — их служба зависела от планов и проектов железной дороги. Занимаемым ими должностям соответствовали невысокие чины, не дававшие права на личное и, тем более, — потомственное дворянство. Уцелевшие фотографии изображают интеллигента-разночинца в тужурке железнодорожника, склонившимся над книгой, играющим на скрипке собственного изготовления[8]. Некоторые советские музыковеды некритично приняли на веру и механически воспроизвели факты фальсифицированной официальной биографии Рославца, пойдя на поводу у композитора, сознательно переписавшего свою биографию, — дело дошло даже до публикации фотографий церкви, в которой мог быть крещён композитор, если бы он родился в Душатине[9].