Николо ди Пьетро


Николо ди Пьетро; также Никколо ди Пьетро Венециано, Никколо Парадизи (итал. Nicolo di Pietro, Niccolo di Pietro Veneziano; работал в конце XIV — начале XV веков) — итальянский живописец.

Даты рождения и смерти художника неизвестны. В архивных документах и в надписях на картинах его имя прослеживается с 1394 по 1430 год: в 1394 году его имя появилось на первой имеющей дату картине; 12 июня 1405 года он в качестве свидетеля фигурирует в завещании некой Маргериты, вдовы Бартоломео Фустиньяри; в 1408 году богатый купец Франческо Амади заказал художнику запрестольный образ в дополнение к алтарю кисти Джентиле да Фабриано; 4 апреля 1427 года в документе имеющем отношение к его сыну Марко Николо ди Пьетро упоминается как умерший («paradixi filius quondam Nicolai pictoris»); в 1430 году упоминался в последний раз в документе, связанном со свадьбой его дочери Антонии. Свои работы художник подписывал Nicolo Paradisi, обозначая этим, что он жил в Венеции возле моста Парадизо. Его подпись на картине "Мадонна с младенцем и донатором" (1394г., Галерея Академии, Венеция) с легкой руки исследователя начала XIX века Джован Мария Сассо послужила причиной путаницы, т.к. этот автор был уверен, что работа принадлежит Никколо Семитеколо. Это недоразумение продолжалось более века.

Принадлежал к артистической династии, которая, по меньшей мере, в трёх поколениях играла заметную роль в художественной жизни Венеции. Его дед Никколо упоминается как художник, его отец Пьетро ди Никколо упоминается в контрактах вместе с живописцами своего поколения — Донато и Катарино (ни одного подписанного произведения от него не осталось; итальянский учёный Андреа де Марки считает, что так называемый Мастер полиптиха Торре ди Пальме и Пьетро ди Никколо — это один и тот же художник). В последние годы всё более утверждается точка зрения, что самый известный венецианский живописец второй половины XIV века Лоренцо Венециано был братом отца художника — Пьетро ди Никколо. Если эта версия верна, то Николо ди Пьетро, следовательно, был племянником Лоренцо. Поскольку в творчестве Лоренцо и Николо ди Пьетро ярко выражено стремление к адаптации готической живописи, исследователи считают, что это семейство было главным проводником северного, готического влияния в венецианском искусстве.

С другой стороны, в творчестве Николо просматривается влияние болонской школы, которая в XIV веке благодаря таким мастерам, как Витале да Болонья, Томмазо да Модена и Джованни да Болонья, была одной из ведущих в развитии более реалистического и жизнеподобного прочтения религиозных сюжетов. В связи с этим некоторые исследователи считают, что Николо ди Пьетро мог быть учеником Джованни да Болонья, так как в завещании последнего от 23—24 октября 1389 упоминается некий « Nicolao suo disipulo» («его ученик Николо»).