Нимрод


Нимро́д[3][4][5][6][7], Нимврод[4][7], Невро́д[5], Не́мврод[6][7] (др.-евр.נִמְרוֹד‏‎ — букв. «восстанем», в Септуагинте др.-греч. Νεμβρωδ) — в Танахе, агадических преданиях и легендах Ближнего Востока герой, воитель-охотник и царь. По родословию, приведённому в Книге Бытия, сын Хуша и внук Хама, упоминается как «сильный зверолов перед Господом» (Быт. 10:9) и царь городов «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10).

Арабы приписывали Нимроду руины различных древних месопотамских городов[8]. За одним из них, открытым археологами в XIX веке древним городом Кальху, закрепилось название по имени Нимрода — Нимруд[9]. Построенная Айюбидами в XIII веке на горе Ермон крепость с XIX века именовалась друзами крепостью Нимрода[10].

В различных легендах акцентируется образ Нимрода-тирана и богоборца; ему приписывается строительство Вавилонской башни, преследования Авраама, идолопоклонство, соперничество с Богом[5].

Агада считает его первым охотником и первым, кто стал употреблять в пищу мясо, а также первым, кто стал воевать с другими народами; его имя толкуется, как «возмутивший весь народ против Господа». Рассказывается, что удачу на охоте ему приносят одежды из кожи, которые были сделаны Богом для прикрытия наготы Адама и Евы; животные опускались перед Нимродом на землю, и ему не стоило труда убивать их. Народ же, видя это, решил, что он непобедимый герой, и провозгласил его своим царём. Смерть его Агада приписывает Исаву, рассказывая о взаимной зависти двух охотников[4][7].

В христианстве некоторыми авторами Нимрод, как строитель Вавилона, считался символом антихристовой гордыни и предшественником Антихриста[11].

Некоторые отождествляли Нимрода с охотником-исполином Орионом[3], в апокрифе «Климентины» он отождествляется Заратуштрой[12], а также с мифическим царём Вавилонии Нином[13], правнуком Геракла и мужем Семирамиды, исламский учёный Абу Дауд (IX век) приравнивал Нимрода к Сатурну, описывая его как основателя Рима[14].