Нихон-буё


Традиционный японский танец (яп. 日本舞踊 нихон буё:) — группа разновидностей сценического танца, распространённых в Японии. Следует отметить, что в искусстве Японии не принято чёткое разделение на жанры. Танцы, театральное искусство, песни, литература, каллиграфия влияли друг на друга и развивались сообща.

Понятие «буё» объединяет два жанра танца: пляски (яп. 踊り одори), выросшие из сценических представлений Кабуки, и танцы (яп. май), появившиеся из представлений Но и исполняемые в закрытых помещениях.

Примерное разделение нихон-буё на жанры включает кабуки одори (яп. 歌舞伎踊り, пляски Кабуки), госюгимоно (яп. ご祝儀もの праздничные вещи) — религиозный танец, камигата май (яп. 上方舞, танец Камигаты, сливок общества) и сосаку буё (яп. 創作舞踊 со:саку буё, оригинальный танец).

Исполнение танца состоит из принятия множества заранее известных поз (яп. ката). При этом большинство танцев не подразумевают резких движений и могут быть исполнены на полутора квадратных метрах пола. Торс почти всё время танца строго вертикален, ката различаются положением головы, плеч, рук.

Пол или сцена, на которой исполняется нихон-буё, должны позволять скольжение (яп. 摺り足 суриаси), поэтому для танца необходима либо комната, выстланная татами, либо подготовленная сцена.

В нихон-буё используется техника «дзё-ха-кю» (яп. 序破急 дзё ха кю:, введение, разрушение, внезапность). Это традиционная японская модель построения последовательности действий, использующаяся в боевых искусствах, японском театре (Кабуки, Но, Дзёрури), японской чайной церемонии. «Дзё-ха-кю» применительно к танцам означает медленное вступление, призванное создать атмосферу, развитие действия, кульминацию и стремительное завершение. Части не должны быть равными по продолжительности: обычно «кю» самая короткая, а «ха» — самая длинная.