Нобель, Эммануил Людвигович


Эммануи́л Лю́двигович Но́бель (швед. Emanuel Ludvig Nobel; 10 июня 1859, Санкт-Петербург31 мая 1932) — нефтепромышленник[3] и инженер, сын Людвига Эммануиловича Нобеля и племянник Альфреда Нобеля. Был известен связями с оппозиционными и революционными кругами. С одновременного выступления рабочих на его предприятиях Выборгской стороны Петербурга 23 февраля 1917 года началась Февральская революция.

С 1888 года, после смерти своего отца, и до революции в России Эммануил Нобель возглавлял механический завод «Людвиг Нобель»[4][5], впоследствии известный как «Русский дизель», и другие предприятия товарищества нефтяного производства «Братья Нобель» в России. С 1909 Эммануил Людвигович Нобель был в чине действительного статского советника[6], а до этого в 1907 г. был удостоен почётного звания «инженер-технолог»[6].

Эммануил Нобель[7] получил образование в частной школе святой Анны в Санкт-Петербурге и в Политехнической школе в Берлине, а позже в Стокгольмском Технологическом институте.

Но есть одно здание, которое является главным в исторической судьбе этой семьи. Это — бывший особняк семьи Нобель на Пироговской (бывшей Выборгской) набережной, д. 19. Здание, один из флигелей которого существовал ещё в 1849 году (при прежних владельцах), а основные части были последовательно выстроены в 1873—1906 гг. при Нобелях, сохранило историческую память о важнейших событиях выдающейся жизни поколений петербургских Нобелей. Именно в нём жили семьи Л. И. и Э. Л. Нобелей. Здесь размещались дирекции механического завода «Людвиг Нобель» (вплоть до 1918 г.) и Товарищества нефтяного производства «Братья Нобель» (до 1910 г.)[6].

Здесь Эм. Л. принял участие в разработке и разрешении крупных вопросов, связанных с судьбою нефтяной промышленности в России[8].

С 1899 г. первым в России стал производить двигатели Дизеля на своем механическом заводе. После нескольких лет инженерных изысканий был создан тип дизельного двигателя с обратным ходом (реверсивный). Такая конструкция позволила использовать двигатель в судоходстве вместо паровых машин.