Новгородская третья летопись


Новгородская третья летопись (Новгородская III летопись, НIIIЛ) — русская летопись, памятник новгородского летописания XVII века[1][2]. Получила название третьей по тому порядку, в котором были опубликованы новгородские летописи при первом их издании[1].

Название летописи различается в разных списках: «Летописец Руской и Киевской», «Великоновгородский летописец. Сказание вкратце о скифех, и о славянех, о Русии, и о началех, и о здании Великого Новаграда, и о великих государех российских» и др. Памятник известен в 25 списках. Согласно исследованиям С. Н. Азбелева, Новгородская третья летопись имеет две редакции — пространную и краткую. Пространная включает два вида — первоначальный, который был составлен в 1674—1676 годах, но не сохранился, и окончательный, созданный в 1682 году или в ближайшие годы. В окончательный вид пространной редакции входят статьи, начиная от рассказа о происхождении славян до известия о поставлении в качестве патриарха новгородского митрополита Иоакима в 1674 году; до XVI века в тексте летописи преобладающими являются общерусские известия, затем — новгородские. Основной источник пространной редакции Новгородской третьей летописи — Новгородская Уваровская летопись[3], текст которой дополнили другие новогородские летописи. Краткая редакция включает пять групп списков и представляет собой извлечение из пространной редакции. Её списки также делятся на два вида, полный и сокращённый. Полный вид краткой редакции был создан в 1682—1690 годах, в него входят статьи от сообщения о введении христианства в Новгороде (989) до известия о нахождении на новгородской кафедре митрополита Иоакима (1674). Сокращённый вид отнесён к 1690—1695 годам, он также начинается известиями 989 года, но завершается текстом под 1676 годом о поставлении в качестве новгородского митрополита Корнилия. У некоторых списков краткой редакции имеется продолжение вплоть до 1722 года. Эта редакция характеризуется преобладанием новгородских известий. По мнению Азбелев, Новгородская третья летопись была создана новгородскими митропо­литами; работа над была начата по инициативе Иоакима и продолжена при Корнилии и Иове.