Новицкий, Пётр Карлович


Пётр Ка́рлович (Константи́нович) Нови́цкий (26 апреля 1885, Российская империя — 7 сентября 1942, СССР) — российский и советский фотограф, оператор кинохроники и документального кино. Автор исторических киносюжетов и фоторепортажей о событиях Первой мировой и Гражданской войн, Февральской и Октябрьской революций, четырёх полярных экспедициях О. Ю. Шмидта (1929—1934). Кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1932) и Красной Звезды (1934)[1].

Родился в 1885 году на Украине. В 1909 году окончил Киевское художественное училище по классу живописи. Со студенческих лет занимался фотографией. За год до окончания училища вступил в фотографическое общество «Дагер», осваивал фотоискусство под руководством фотохудожника-пикториалиста Н. А. Петрова. Первая фоторабота — жанровая постановочная фотография «Утро», опубликованная в журнале «Вестник фотографии» (1910. № 3), посвящена учителю[2][3][4][5].

По окончании училища работал фоторепортёром в газете «Киевская мысль». В 1910 году переехал в Москву. Работал кинооператором в московском отделении французской фирмы «Gaumont»[6]. Снимал хронику городской и губернской жизни, торжества, происшествия. В 1912 году был командирован для съёмок на боевые участки фронта Балканской войны, куда добирался на паровозном тендере и буйволах. Два года работал военным кинооператором на фронтах Болгарии, Сербии, Турции[7]. Проявленными в работе смелостью и оперативностью обратил на себя внимание руководства фирмы, после возвращения в Москву был откомандирован в берлинское отделение «Gaumont», а в 1914 году приглашён в Париж для заключения контракта о съёмках событий надвигающейся Первой мировой войны[8][3][9].

С началом войны вернулся из Парижа в Москву. Определившись военным кинооператором в Скобелевский просветительный комитет, отправился на фронт[7]. До начала Февральской революции работал на передовой в составе 96-го Омского полка, им были засняты взятие русскими войсками Перемышля, бои на Гнилой Липе, у Белявы и другие события Первой мировой войны. В периоды затишья военных действий обращался к художественной фотографии, производил съёмки на прифронтовой полосе. Трижды был ранен[10][3].

Мне пришлось наблюдать исключительную выдержку и храбрость хроникёра П. Новицкого. На съёмке взорванных <…> артиллерийских складов в Хорошёве он спокойно снимал под дождём падающих осколков, меняя места, выбирая лучшие точки, и чудом остался невредимым…

В 1917 году Новицкий делал сюжеты для киножурнала «Свободная Россия». Снимал события Февральской революции в Москве. В дни Октябрьской революции вёл съёмки на улицах Петрограда в составе киногруппы под руководством сотрудника Скобелевского комитета журналиста Михаила Кольцова, его съёмки вошли в фильм «Октябрьский переворот» (1917). В 1918—1922 годах работал в Московском кинокомитете Наркомпроса и Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса, в 1918—1919 годах снимал сюжеты для журнала «Кинонеделя»[12][5].