Новобрачные на Эйфелевой башне


«Новобрачные на Эйфелевой башне» (фр. Les Mariés de la Tour Eiffel) — эксцентричный коллективный балет «Шестёрки», дружеского объединения французских композиторов, по либретто Жана Кокто. Впервые балет был поставлен в Театре Елисейских полей труппой Рольфа де Маре «Шведский балет» (фр. Ballets suédois) 18 июня 1921 года[1].

Участники «Шестёрки» неоднократно заявляли об условности и произвольности их причисления к этому объединению, об отсутствии общих для всех участников группы идеологических и эстетических принципов. Просуществовав около пяти лет, группа, помимо совместных концертных выступлений, осуществила несколько совместных творческих проектов.

Идейными вдохновителями «Шестёрки» считаются композитор Эрик Сати и литератор Жан Кокто. В группу входили композиторы Луи Дюрей, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жорж Орик, Франсис Пуленк и Жермен Тайфер. Во многом их объединяли общие и зачастую эклектичные увлечения кино, цирком, эксцентрикой, мюзик-холлом, джазом, искусством Африки, привлекали конструктивистские эксперименты и современная живопись. Главным идеологом, автором манифеста и популяризатором идей группы «Шести» был Жан Кокто, по словам музыковеда Г. М. Шнеерсона, «объявивший своего рода крестовый поход за новое искусство»[2]. Кокто выступал увлечённым поборником «ясности и простоты в музыке, освобожденной от излишеств и усложнённостей импрессионизма, ратуя за современность сюжетов, „повседневность“ художественных приёмов…»[2]. По мнению музыковеда Г. Т. Филенко, общим для композиторов французской группы «Шести» было стремление представить искусство в тесной взаимосвязи с неприкрашенной обыденностью, противопоставить углубленному созерцанию динамизм, стремительную смену впечатлений[3]. Также в этот период композиторы часто обращаются к жанру балета, что во многом было обусловлено наличием в Париже нескольких выдающихся самостоятельных балетных антреприз: «Русский балет Дягилева», «Шведский балет», «Парижские вечера», «Балет Иды Рубинштейн» и др.

В 1921 году они опубликовали «Альбом Шестёрки» (фр. L’Album des six) — сборник из шести пьес для фортепиано соло, включавший произведения всех шести композиторов. В том же году пять композиторов из шести (кроме уехавшего в тот момент из Парижа Дюрея) написали музыку балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» на либретто Кокто.

По воспоминанием Дариюса Мийо, первоначально известный меценат Рольф де Маре, который являлся основателем и руководителем труппы «Шведский балет», заказал Жоржу Орику сочинение музыки на сюжет Кокто, но Орик не успел вовремя написать его, и тогда Кокто решил поставить совместный спектакль участниками группы «Шести». Кроме Дюрея, все остальные члены объединения решили участвовать в этом проекте. Композиторы с большим интересом принялись за сочинение музыки к постановке, которая включала в себя «разнородные элементы в духе модного в то время движения Дада»[4].