Ново-Московский мост


Ново-Московский мост — автодорожный железобетонный рамный мост через Обводный канал в Санкт-Петербурге, соединяет Безымянный остров и левый берег Обводного канала.

Первый чугунный арочный мост был построен в 1808—1816 годах. В 1907—1908 годах он был уширен для прокладки трамвайной линии, после чего неоднократно перестраивался и ремонтировался. Существующий железобетонный рамный мост построен в 1965—1967 годах.

Расположен в створе Московского проспекта (Адмиралтейский район). Рядом с мостом расположен Фрунзенский универмаг (архитекторы Е. И. Катонин, Л. С. Катонин, Е. М. Соколов, К. Л. Иогансен, инженер С. И. Катонин, 1934—1938), здания бывшего Скотопригонного двора (архитектор И. И. Шарлемань, 1821—1825). Ближайшая станция метрополитена — «Фрунзенская». Выше по течению находятся Масляный мост, ниже — Варшавский мост[1].

С 1829 по 1830-е года мост назывался Чугунным, с 1836 по 1846 года — Московским, c 1849 по 1868 года употреблялось название Старо-Московский (или Старый Московский мост), поскольку Новомосковским назывался мост через Лиговский канал у Московских ворот[2]. Существующее название мост получил в 1860 году[3].

В 1808 году на месте современного Ново-Московского моста по «образцовому» проекту архитектора Вильяма Гесте началось строительство чугунного арочного моста с каменными опорами, облицованными гранитом[4]. Из-за начавшейся войны с Наполеоном работы были приостановлены до 1813 года и завершены только в 1816 году[5].

По своей конструкции он был схож с мостами через Мойку (Зелёным, Красным и Поцелуевым мостами). Пролётное строение представляло собой однопролётную арочную систему, собранную из чугунных полых клиньев, стянутых болтами между собой в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Для уменьшения массы полых чугунных ящиков-клиньев были сделаны прямоугольные вырезы в боковых стенах и днищах. При въездах на мост были установлены гранитные обелиски с позолоченными навершиями. Длина моста составляла 24,6 м, ширина — 16,6 м (в том числе ширина проезжей части 11,3 м и два тротуара по 2,65 м). Отверстие моста в свету равнялось 17,7 м[6].