Ново-Садовая улица (Самара)


Но́во-Садо́вая у́лица — одна из главных магистралей города Самары, проходящая по территории Октябрьского и Промышленного районов. Начинается от пересечения Полевой и Самарской улиц, пролегает параллельно берегу Волги, но в значительном удалении от реки. В районе Барбошиной поляны переходит в Демократическую улицу. Протяжённость более 9 км делает улицу третьей в списке самых длинных улиц Самары[1].

Уже в конце XIX века улица имела важное транспортное значение. Сначала по улице было организовано движение конки, а с 1915 — трамвайное движение. В наши дни улица Ново-Cадовая — важнейшая магистраль с большим транспортным трафиком. По ней пролегают 11 трамвайных маршрутов и более десяти автобусных.

Застройка улицы в основном современная — многочисленные жилые комплексы разной этажности сменяют друг друга на всем её протяжении. На улице Ново-Садовой был построен первый в Самаре микрорайон «Первомайские корпуса» по проекту архитектора Г. Я. Вольфензона. Микрорайон состоит из пяти домов, которые строились с 1927 по 1935 годы[2].

Между рекой Волгой и Ново-Садовой улицей (в районе Первой просеки) расположен Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького (Загородный парк).

На Ново-Садовой расположены многочисленные государственные медицинские учреждения, а также частные медклиники и лаборатории.

10 июля 1895 года состоялось открытие шестивёрстной конно-железной дороги, в просторечье — конки. Путь конно-железной дороги пролегал от перекрестка улиц Садовой и Полевой к пересечению Ново-Садовой и Первомайской и далее по Ново-Садовой[11] до «Трубочного завода» и до Постникова оврага. Линия просуществовала 1924 года[12].