Новый Органон


Новый Органон (Novum Organum scientiarum) — трактат на латинском языке английского философа, основоположника эмпиризма Фрэнсиса Бэкона, излагающий новое понимание сути науки. Издан в 1620 году в двух книгах. Является второй частью задуманного Бэконом труда «Великое восстановление наук» и самой известной[1] из работ Бэкона.

В этом трактате Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого — быть использованным человеком[2].

«Новый Органон» является основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона и ставшей предшественником научного метода. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками.

Название книги представляет новый метод естествознания, предлагаемый в сочинении Бэкона, как замену идеям «Органона» — названия, использовавшегося как общее для логических сочинений Аристотеля и служившего опорой средневековой схоластике[3].

Позднее Бэкон собирался показать роль дедуктивного метода в научных исследованиях, то есть представить понимание предмета исследования как движение от общего к особенному и единичному. Осуществлению замысла помешала смерть (Бэкон скончался от простуды, которую получил, набивая курицу снегом с целью узнать его консервирующие свойства). В результате Бэкон остался в истории, главным образом, в качестве исследователя, опиравшегося на индуктивную методологию.

Бэкон планировал изложить свою основную философскую идею — преобразование наук с целью подчинить природу могуществу человека — в громадном сочинении под заглавием «Великое возрождение наук» (Instauratio Magna), которое должно было состоять из шести частей. Средством для достижения преобразования наук предлагались наблюдение и опыт, то есть индуктивный метод.