Новый Эрмитаж


Но́вый Эрмита́ж — первое в Российской империи здание, специально построенное (1842—1851) для публичного художественного музея. Часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов.

С начала XVIII века для европейских дворов национальное значение приобретает коллекционирование произведений выдающихся мастеров искусства. Екатерина Вторая приняла самое активное участие в этом предприятии и не жалела средств для пополнения своей коллекции. Начало ей положили картины голландских и фламандских мастеров, закупленных в Париже и различных городах Голландии.

Уже в 1764 году Екатерина инициирует строительство для своей коллекции Малого Эрмитажа. Но ещё до окончания строительства эрмитажных галерей (1775) ей стало ясно, что это здание будет слишком мало для её постоянно увеличивающейся коллекции. Поэтому в 1771 году было решено приступить к постройке Большого Эрмитажа. Включая знаменитые Лоджии Рафаэля, это здание возводилось в течение многих десятилетий и было закончено только при Александре Первом.

В 1835 году Шарлемань провёл инспекцию стройки и пришёл к заключению, что то, что было сделано, не подлежит санации. Только в 1836 году сформировалось убеждение, что необходимо начать стройку совершенно нового здания. В 1837 году пожар нанёс огромный ущерб стоявшему рядом Зимнему дворцу, и необходимость начала работ во всём дворцовом комплексе стала для всех очевидной.

В 1837 году при посещении Мюнхена император Николай Первый, пришёл к мысли привлечь уже ставшего известным немецкого архитектора и строителя «Баварских Афин» Лео фон Кленце к руководству предстоящими работами. Кленце был выдающимся знатоком античности и главным создателем стиля мюнхенского эллинизма, который в России называли неогреческим стилем. Схожий стиль формировал в Берлине К. Ф. Шинкель. Императору Николаю особенно импонировало здание Пинакотеки, возведённое Кленце в 1826—1836 гг. Это и определило выбор архитектора.

Однако Кленце, познакомившийся с огромным городом, Невский проспект которого был в пять раз длиннее мюнхенской Людвигштрассе, задумал создать нечто величественное. В течение четырёх месяцев своего пребывания он сделал наброски принципиально нового типа здания, предназначенного для экспонирования произведений искусства, названного Новым Эрмитажем. Им было спроектировано двухэтажное здание, имевшее в плане форму четырёхугольника, с двумя внутренними дворами и четырьмя парадными фасадами, не повторяющимися по оформлению. Северный фасад, выходящий на Неву, должен был иметь два входа, оформленных портикам, поддерживаемыми кариатидами.