Новый дворец (Мерсбург)


Новый дворец (нем. Neues Schloss Meersburg; иногда ошибочно Новый замок) — барочное здание в городе Мерсбург на Боденском озере в немецкой земле Баден-Вюртемберг. С 1750 года и до упразднения епископства Констанц в 1803 году служил основной резиденцией констанцских князей-епископов. Назван «новым» в противоположность к Старому замку, старой епископской резиденции.

Работы по возведению дворца были начаты в 1710 году при епископе Иоганне Франце Шенк фон Штауфенберге (1658—1740) под руководством архитектора Христиана Гессингера (нем. Chr.Gessinger), причём основной объём строительных работ был завершён уже к 1712 году. Однако в последующие годы здание использовалось исключительно епископской канцелярией.

В правление Дамиана Хуго Филиппа фон Шёнборн-Буххайма (1676—1743), который одновременно занимал епископскую кафедру в Шпайере и при котором был построен дворец в Брухзале, работы в Новом дворце были возобновлены: приглашённый из Брухзаля Иоганн Георг Шталь по планам Бальтазара Ноймана (1687—1753) выстроил внутреннюю парадную лестницу, ведущую на бельэтаж, личные покои епископа. В 1741-43 гг. построена придворная капелла, также по проекту Б.Ноймана; отделкой интерьеров занимались художник из Аугсбурга Готфрид Бернхард Гёц (1708—1774) и знаменитый штукатур Йозеф Антон Фойхтмайер (1696—1770).

В 1759-62 годах под руководством архитектора Франца Антона Баньято (1731—1810) дворец был перестроен в стиле рококо: обновлена парадная лестница, расширены окна северного фасада и изменено их художественное оформление. Внутренней отделкой помещений занимались придворный художник из Майнца Джузеппе Аппиани (1707—1786), кисти которого принадлежат «Прославление князя-епископа и епископства Констанц» (лестница) и «Почитание божественного Провидения» (зал приёмов), и штукатур Карло Лука Поцци (1735—1803).

С южной стороны к Новому дворцу примыкает обширная терраса с садом, с которой открывается вид на Нижний город, гавань и — через озеро — на швейцарскую сторону. На террасу можно попасть как с Дворцовой площади, через дворец, так и со стороны Старого замка, поднявшись по лестнице и проходя сквозь кованые ворота. Причём лестница оформлена в стиле тромплей; только левая лестница ведёт на террасу. На меньшей по размеру нижней террасе расположен овальный чайный павильон с латинской надписью omnia tempus habent (всему своё время).

С северной стороны дворец ограничен Дворцовой площадью с Гауптвахтой (1763) и бывшими административными зданиями. Фасад, выходящий на площадь, оформлен в стиле рококо и несёт в центре часы с фигурой Хроноса.