Нойес, Джон Хамфри


Джон Хамфри Нойес (англ. John Humphrey Noyes; 3 сентября 1811 г. – 13 апреля 1886 г.) — американский религиозный деятель, основатель и руководитель нескольких коммун, проповедник, радикальный религиозный философ и утопический социалист. Ему также приписывается создание термина «свободная любовь» (англ. free love).

Джон Хамфри Нойес родился 3 сентября 1811 года в городе Братлборо, округ Уиндем, штат Вермонт, США. Отец — Джон Нойес (англ. John Noyes) (1764—1841), американский политик и общественный деятель, которые в разные годы жизни работал учителем, министром, членом Палаты представителей США, а также вёл собственный бизнес[2]. Мать — Полли Хейс Нойес (англ. Polly Hayes Noyes), родная тётя девятнадцатого президента США Ратерфорда Хейса[3].

В двадцатилетнем возрасте Джон Хамфри Нойес серьёзно обратился к религии и решил посвятить себя ей[4]. После он так описал свои переживания: «В моём сердце поселилось тысячелетнее царство, и я решил жить либо умереть ради него» (англ. My heart was fixed on the millennium, and I resolved to live or die for it)[4]. Вскоре после этого Нойес окончил Дартмутский колледж, но не стал учиться на юриста, как планировал ранее, а вместо этого поступил в Андоверскую теологическую семинарию (англ. Andover Theological Seminary), желая стать христианским священнослужителем[5].

К концу 1832 года Нойес перевёлся из Андоверской в Йельскую[англ.] семинарию, где он мог уделить больше времени изучению Библии[6]. Помимо изучения Библии, обычного посещения лекций и занятий проповеднической практикой, Нойес находил время и для общественно-политической деятельности: он участвовал в создании организации New Haven — одной из первых общественных организаций, выступающих против рабства[6].

На втором году обучения в Йельской теологической семинарии Нойес сделал то, что он сам посчитал важным теологическим открытием. Пытаясь вычислить дату второго пришествия Иисуса Христа, Нойес пришёл к выводу, что оно уже состоялось в 70 году нашей эры, и поэтому «человечество уже живёт в новой эпохе»[7].

После этого Нойес сильно озадачился проблемами спасения от греха и совершенства человека. Он начал дискутировать с коллегами по вопросу о том, что, если человек не может быть воистину свободным от греха —, значит, христианское вероучение лжёт, ибо только совершенные и свободные от греха люди могут считаться настоящими христианами. Этот внутренний религиозный кризис привёл Джона Нойеса к новому «религиозному преображению», после чего он стал заявлять, что «не совершил греха»[7].