Номоканон


Номокано́н (греч. Νομοκανών — «закон-правило») — византийский сборник церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, один из источников византийского права. Номоканоны составлялись в VI—VII веках и впоследствии дополнялись. Древнейший Номоканон приписывается Константинопольскому патриарху Иоанну III Схоластику (VI век). Известен также сербский Номоканон архиепископа Саввы I Сербского — Законоправило Святого Саввы. Одна из редакций Номоканона была положена в основу древнерусской Кормчей книги (XII—XIII века) — основного источника церковного права в средневековой Руси.

Иоанн III Схоластик, первоначально адвокат, впоследствии Константинопольский патриарх, в период между 540 и 557 годами составил сборник церковных правил (др.-греч. Σύνταγμα κανώνων) в систематическом, а не хронологическом порядке, сведя все постановления, относящиеся к одному предмету, в один раздел, титул. Всего титулов было 50. В начале титула помещалось его заглавие. Данный сборник был составлен на основе утраченного сборника из 60 титулов.

Сборник Иоанна Схоластика пользовался большим авторитетом и не был вытеснен даже более поздними номоканонами. Возможно, он был переведён на славянский язык Мефодием Солунским[2].

Номоканон из 50 титулов, ранее также приписывавшийся Иоанну Схоластику, имеет то же количество титулов того же названия, однако был составлен позже и включал, в дополнение к содержимому Номоканона Иоанна Схоластика, соответствующие по содержанию места из Свода Юстиниана I. Этот сборник дошёл до нашего времени в большом количестве сильно различающихся рукописей, исследования которых (например, Иосифа Ассемани) не позволили создать их классификацию.

Оригинального содержания в данном номоканоне не много. Полностью заимствовано содержание и структура Номоканона Иоанна Схоластика, из лат. Collectio LXXXVII capitulorum взято предисловие и значительная часть содержания. Новым стало только добавление из Кодекса и Пандект. Вероятно, сборник был составлен в правление одного из ближайших преемников Юстиниана I, Юстина II или Тиберия II. По крайней мере, он был составлен до Трулльского собора (692 год), внёсшего изменения в апостольские правила и правила отцов Церкви. Поскольку в него не были включены важные церковные новеллы Ираклия I, то можно ещё более сдвинуть в прошлое дату составления этого сборника[3].

В IX веке патриархом Фотием I был составлен Номоканон из 14 титулов. Номоканон был основан на аналогичном по структуре сборнике, который до нашего времени не дошёл. Об этом можно судить по отчётливо выделяемым двум авторам предисловия, одно из которых, более старое, позволяет датировать исходную версию сборника примерно VII веком. Добавления Фотия включали постановления последних Вселенских соборов и актуализацию правил апостолов и отцов Церкви. По сравнению с Номоканоном из 50 титулов расширено использование извлечений из законодательства Юстиниана, в том числе из Новелл (около 550 года)[4].