Нор (мифология)


Нор из Норвегии появляется в «Fundinn Nóregr» («Основание Норвегии»), (далее — «F»), с которого начинается сага об Оркнейингах, а также в Hversu Noregr byggðist («Как была заселена Норвегия»), (далее — «B»). Оба источника найдены в Книге Флатея. В разных источниках Нор описывается по-разному.[1]

Король Торри («замерзший снег») был сыном Снэра («снег») Старого, внука Форньота (короля Йотланди, (или Готланди[2]), позже известной как Квеннланди и Финнланди). Имя Торри долгое время связывалось с Тором.[3]

Сын Торри, король Нор женится на Хёдде (Höddu), дочери ётуна Свады, который может рассматриваться как потомок Скьёльдунгов, королей Лейре, оплота потомков Дана в Дании. Торри — брат Дривы, матери Висбура, о чем свидетельствует поэтическая генеалогия, известная как Инглингаталь. Отцом Висбура был Ванланди (из страны вендов). От Снэра, прожившего 360 лет, происходят также Фонн и Мьёль. Снэр был сыном Фроста («мороз»), сына Кари (повелителя арктического ветра), брата Логи (повелителя огня) и Хлера (повелителя моря, также известного как Эгир).

Хроника ЛейреХроника Летренсе»), написанная около 1170 г., описывает древнего короля Уппсалы Иппера, тремя сыновьями которого были Дан, впоследствии правивший Данией, Нори, впоследствии правивший Норвегией, и Остен, впоследствии правивший Швецией. Но в повествовании говорится только о потомках Дана. Хотя это и не совпадение, между источниками есть некоторые соответствия. В источнике B Нор женился на Хёдду, внучке короля Остена, со стороны ее матери Ошильд. Она и ее брат Хрольф, отец Берга, Свада Йотун фигурируют в ряде малоизвестных генеалогий как потомки Дана через Хьёрварда Халгисона, также называемого Осатором Одиннсоном, который женился на Хельге Фридлейфссон; Фридлейф родился от Фроди, короля Дании, потомке Скьёльда, предка Скьёльдунгов.

В обоих сообщениях говорится, что большое жертвоприношение приносилось ежегодно в середине зимы, откуда произошло как название жертвоприношения в середине зимы, так и название зимнего месяца Торри, соответствующее концу января и началу февраля в римском календаре.

Однажды, во время жертвоприношения Торри, Гои, его дочь, внезапно исчезла. В следующем месяце Торри устроил второе приношение в надежде узнать, что стало с Гои. Это жертвоприношение впоследствии также регулярно соблюдалось и было известно как Жертвоприношение Гои, и отсюда месяц был назван Гои.