Носферату, симфония ужаса


«Носфера́ту, симфо́ния у́жаса» (нем. Nosferatu – Eine Symphonie des Grauens) — классический немой экспрессионистский фильм ужасов немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау, выпущенный на экраны в 1922 году. Макс Шрек исполнил роль графа Орлока, вампира, который охотится на жену (Грета Шрёдер) своего агента по недвижимости (Густав фон Вангенхайм), и приносит чуму в их город.

Фильм «Носферату, симфония ужаса» был снят компанией Prana Film и является самовольной и неофициальной экранизацией романа Брэма Стокера «Дракула» 1897 года. В нём были изменены имена героев и другие детали, в том числе граф Дракула был переименован в графа Орлока. Считается, что эти изменения были сделаны во избежание обвинений в нарушении авторских прав. Однако в оригинальных немецких титрах указано, что фильм основан на романе Брэма Стокера. Историк кино Дэвид Карат в своём комментарии к фильму утверждает, что «ни один источник не подтвердил документально» это утверждение, и что поскольку фильм был «малобюджетным фильмом, снятым немцами для немецкой аудитории… действие фильма происходит в Германии с немецкими персонажами, что делает историю более осязаемой и непосредственной для немецкоговорящих зрителей».

Даже после изменения некоторых деталей наследники Стокера подали в суд на производственную компанию, и по решению суда все копии фильма должны были быть уничтожены. Однако несколько копий сохранились, в наше время фильм считается шедевром мирового кинематографа.

Томас Хуттер (Густав фон Вангенхайм), агент по недвижимости, узнаёт от Кнока (Александр Гранах), что граф Орлок (Макс Шрек) желает купить дом в Висборге. Попрощавшись со своей женой Элен (Грета Шрёдер), Хуттер отправляется в далёкую Трансильванию. В Румынии он сталкивается со странными страхами местных жителей, однако относится к ним как к пустым суевериям.

Кучер отказывается везти Хуттера к замку и высаживает его на перевале, где «начинается земля призраков». Здесь его встречает присланный из замка экипаж, который везёт его дальше с невероятной скоростью. В замке Хуттера встречает жуткий хозяин, который лицом и повадками больше похож на крысу, чем на человека. Они подписывают документы, и Орлок показывает Хуттеру его спальню. Граф также обращает внимание на медальон с портретом Элен — он явно впечатлён её красотой. Ночью Орлок, как будто в трансе, нападает на Хуттера и кусает его. Днём Хуттер спускается в подвал и находит Орлока лежащим в гробу. Той же ночью он видит из окна, как Орлок, проявляя невероятную силу и сноровку, в одиночку грузит на телегу несколько гробов и уезжает. Хуттеру удаётся сбежать.

Оставшаяся в Висборге Элен, чувствуя, что любимый в беде, впадает в состояние лунатизма — она каким-то образом оказывается мысленно связана с мужем, а через него — с Орлоком. В это время Кнок сходит с ума, его помещают в психиатрическую лечебницу, но он сбегает оттуда, устраивая в городе переполох и крича, что приближается Хозяин.