Нур ад-Дин Махмуд


Аль-Малик аль-Адиль Нур ад-Дин Абу аль-Касим Махмуд ибн Имад ад-Дин Занги (1116—15 мая 1174) — тюркский атабек Халеба c 1146 года и Дамаска с 1154 года из династии Зангидов.

Источники середины двенадцатого века во многом передают суннитский взгляд и намеренно опускают шиитский. Поэтому Клод Каэн писал, что «сирийская история предстает перед нами с систематически искаженной точки зрения» [1][2]. По словам Н. Елисеева, источники о правлении Нур ад-Дина не так подробны, как хотелось бы[1].

Среди источников есть современные Нуреддину авторы, источники периода Айюбидов, мамлюкские авторы, отчеты о путешествиях. Прежде всего надо упомянуть группу отчетов, охватывающих лишь часть правления Нуреддина: хроника аль-Азими (1161), которая обрывается перед захватом власти Нур ад-Дином, неопубликованный труд Ибн Хамдуна (написан в 1167, заканчивается на событиях 553/1158), хроника Ибн аль-Каланиси (умер в 555/1160 году), неопубликованное сочинение Мухаммада аль-Имрани (до 560/1165 года)[1].

Вторая группа источников - это работы современников Нуреддина, переживших его: Ибн Асакир (1176), Усама ибн Мункыз. Кади Имад ад-Дин из Алеппо (1196/97), Ибн аль-Джаузи и Имадуддин аль-Исфахани - авторы наиболее ценных трудов, написанных после смерти Нуреддина[1].

Из христианских современных авторов известны труды Одо де Деуила (капеллан Людовика VII в крестовом походе) и Гийома Тирского, армянин Григор Ерец, византийцы Иоанн Киннам и Никита Хониат, сириец Михаил[1].

Далее следуют труды тех, кто родился при жизни Нур ад-Дина, но лишь после его смерти начал писать, а так же хронисты, жившие в первое столетие после смерти Нуреддина. Ибн аль-Асир, которому было 16 лет к моменту смерти Нуреддина - самый известный из них. Его труды восхваляют Зангидов[1].


Гробница Нур ад-Дина в Дамаске