Нух


Нух (араб. نوح‎) — в исламе первый из пяти великих пророков (наби) и посланников (расуль), посланных Аллахом к людям. Тождественен библейскому Ною (Ноаху). Имя Нуха встречается во многих аятах Корана. Его именем названа 71 сура, ниспосланная в Мекке. Соплеменники Нуха не поверили ему, за что были уничтожены Аллахом[1].

В Коране рассказывается, как по приказу Аллаха пророк Нух стал проповедовать единобожие своему народу, который поклонялся идолам Вадду, Суве, Ягусу, Яуку и Насру[2]. Его сочли безумцем, ругали, унижали, грозили побить камнями[3]. Ему не поверила даже его собственная жена, которая первой назвала его сумасшедшим[4].

Никакие увещевания Пророка не помогали и тогда он взмолился к Аллаху о помощи и о наказании неверующих. Аллах приказал Нуху строить ковчег, затем «закипела печь» и из под земли и с небес излилась вода, которая заполнила весь мир. Спаслись только пророк Нух, его близкие и те, кто ему поверил, а также взятые в ковчег пары всех живых существ. Один из сыновей пророка отказался плыть с ним, надеясь спастись от потопа на горе, и погиб[4].

Ковчег носило по огромным, как горы, волнам, а затем, когда вода спала, он опустился на гору аль-Джуди. Спасённый Нух безуспешно молил Аллаха воскресить его сына, но Аллах отказал, так как неверующий сын перестал быть членом семьи Пророка, которую Бог обещал спасти[4][5].

В Коране в связи с Нухом говорится, что «Это — из рассказов про сокровенное. Мы открываем их тебе; не знал их ты и твой народ до этого»[6]. Из этого обычно делают вывод, что до ниспослания Корана хиджазцы не знали историю пророка Нуха. Между тем доисламские поэты Аравии, многие из которых были современниками пророка Мухаммада, достаточно хорошо знали его. Эпизоды из истории Нуха отсутствующие в Коране (например, о голубке, приносящей ветвь), описана или упоминается в достоверных стихах Тарафы, аль-А’ша, Умаййи ибн Абу-с-Сальта[4].

Коранический рассказ содержит аравийские реалии, указывающие на аравийское бытование легенды, — гора аль-Джуди в Аравии, аравийские имена идолов. Коран кратко излагает историю потопа, отводя основное и значительное по объёму место спорам Нуха с соплеменниками, что является явной параллелью споров пророка Мухаммада с мекканцами[4].