Ньингма


Ньингма (транслитерация: (bKa') rNying-ma) — одна из четырёх школ тибетского буддизма. «Ньингма» в переводе с тибетского дословно — «Школа старых переводов»[1]. Последователи школы ньингма считали себя приверженцами учения, которое принёс в VIII веке н. э. в Тибет гуру Падмасамбхава[1], и не опирались на новые переводы индийских канонов.

В настоящее время центры этой школы тибетского буддизма находятся также в странах Европы (включая Россию), в США и других странах.

Начиная с IV в. н. э. в Тибет проникали различные буддийские традиции из сопредельных стран. При царе Сонгцене Гампо этот процесс продолжился, однако в полной мере буддизм пришёл в Тибет при Трисонг Децене [1].

В 755 г. царь Трисонг Децен пригласил из Индии монаха Шантаракшиту из университета Наланда и мастера Ваджраяны Падмасамбхаву[1]. В Тибете были построены монастыри, возникла сильная монашеская сангха, множество йогинов практиковали тантрические садханы в ретритах, 108 учёных пандитов переводили с санскрита на тибетский язык сутры и тантры.

Правление царя Ландармы (IX век) обернулось катастрофой для буддийской сангхи Тибета. Монахи подвергались репрессиям, тексты уничтожались, статуи разрушались. Монахи, ученые и йогины были вынуждены скрываться в труднодоступных местах и в окраинных районах. Лишь убийство Ландармы позволило возобновить проповедь и практику буддизма. Заново были приглашены учителя из Индии, заново были сделаны переводы текстов.

В период первой волны распространения буддизма (VII — VIII вв.) Ньингма была единственной буддийской школой в Тибете. Её оформление в буддийский орден произошло только в период второй волны распространения буддизма в Тибете — в X — нач. XI века. В начале X века царь Еше О из царства Нгари в Западном Тибете оказался ревностным сторонником буддизма. Он послал переводчиков священных текстов в Индию, восстановил храмы и построил новые монастыри. Известные переводчики текстов Ринчен Сангпо (958—1055), Лходрак Марпа (1012—1096) и Дрокми (992—1072) возглавили это возрождение интереса к буддизму. Из изгнания вернулись некоторые важные в монашеском деле фигуры, а из Индии приехали новые буддийские учёные, самым знаменитым среди которых был Атиша (982—1054). Именно в это время началось оформление первых монашеских орденов — школ буддизма.