Нью-Йорк Сити балет


Нью-Йорк Сити балет[1][2] (англ. New York City Ballet) — балетная труппа[en], организованная в 1948 году Джорджем Баланчиным и Линкольном Кирстейном в Нью-Йорке.

История труппы берёт своё начало от Школы американского балета[en], основанной в 1934 году, вскоре после того как в октябре 1933 года Баланчин по приглашению Кирстейна приехал в США. В Школе Баланчин был художественным руководителем. В обучении он делал акцент на точность и скорость движений, а также на глубокое понимание музыки. Постепенно он разработал собственный уникальный стиль, который отличается высокой скоростью, глубокими плие и высокими требованиями к физической подготовке танцоров[3]. Свою первую труппу Баланчин и Кирстейн организовали уже в 1935 году, однако из-за проблем с финансированием и администрацией в 1941 году она распалась[4]. На протяжении последующих нескольких лет они неоднократно создавали новые труппы, которые так же быстро распадались. Наконец, в 1946 году они организовали труппу «Балетное сообщество» (англ. Ballet Society). На протяжении двух лет она выступала на сцене Центра музыки и драмы Нью-Йорка[en], после чего вошла в его состав уже как Нью-Йорк Сити балет[5]. В 1949 году ассистентом Баланчина стал Джером Роббинс[6][7]. С 1951 по 1958 год главным танцором был Андре Эглевский. В 1964 году труппа переехала в спроектированный Филипом Джонсоном специально для неё Театр штата Нью-Йорк  (англ.) в Линкольн-центре (c 2008 года — Театр Дэвида Коха)[8]. После смерти Баланчина в 1983 году главным балетмейстером стал Питер Мартинс[en][9]. С начала 1990-х годов Нью-Йорк Сити балет проводит программу поощрения молодых хореографов, представляя их постановки раз в несколько лет. Ныне балетная труппа является одной из самых популярных в мире. В ней задействовано около 100 танцоров.

Среди ранних балетов, поставленных Баланчиным для труппы: «Клетка[en]», «Концерт» и «Послеполуденный отдых фавна» Вацлава Нижинского, среди поздних: «Танцы на вечеринке[en]», «Вариации Гольдберга[en]» и «Осколки стекла[en]». Большое влияние на Баланчина оказала музыка Игоря Стравинского. В 1972 году, спустя год после смерти композитора, он провёл восьмидневный фестиваль, в рамках подготовки к которому поставил несколько новых балетов, среди которых «Симфония в трёх движениях», «Дуо концертант» (англ. Duo Concertant) и «Концерт для скрипки»[10][11]. Питер Мартинс поставил такие балеты, как «Экстатический оранжевый[en]» и «Пугающие симметрии».