Обет


Обе́т (др.-рус. и ст.‑слав. обѣтъ; чеш. oběť — «жертва»; словацк. оbet то же. Из *оb- и *vetъ — «изречение» (заве́т; приве́т); вѣтъ — «договор; совет») — обязательство, добровольно налагаемое на себя человеком или общиной ради избавления от мора, болезней, неурожая, стихийных бедствий, а также предмет или жертвенное животное, приносимые по обещанию в церковь или иное почитаемое место[1].

В христианском нравственном учении обет есть данное Богу обдуманное[2] обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной воли христианина[3]. Обеты давались верующими в благодарность Господу за оказанную небесную помощь или при молитве о ней[4]. Неисполнение обета является тяжким грехом, поэтому необходимо подходить к этому ответственно. Нарушение обетов составляет грех против третьей заповеди Закона Божия[4]. Слово «обет» может использоваться также в качестве синонима слов «зарок» или «клятва».

И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену, чтоб они собрались в Иерусалим; а кто не придёт чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучён от общества переселенцев.

Суть обета в древних индийских традициях — в ограничении какого-то проявления своей природы. Таким образом можно накопить и усилить определённые внутренние энергии, что позволяет актуализировать их, а затем поставить под сознательный контроль[5].

Обеты, положительно влияющие на поведение человека, способствуют накоплению энергии, осознанию внутренних проблем и их решению. Чем дольше длится обет, тем глубже вскрываемые внутренние проблемы[5].