Вне общения невозможна человеческая деятельность[3]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией[3].
Форма — это способ организации процесса или предмета, определяющий её внутреннюю структуру и внешние связи (Ян Амос Коменский).
Форма общения (в педагогике) - это способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка его внутренней сущности, логики, содержания (А.Ю. Коджаспиров).
Б. Т. Лихачев рассматривает форму общения как "целенаправленную, чётко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного общения, взаимодействия отношений учителя и учащихся".
С. А. Смирнов под формой общения понимает "способ передачи информации". А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как "взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми". Позиция А.А. Бодалева стала для многих психологов определяющей в трактовке понятия "общения"[2].
В учебных пособиях Н. А. Сорокина, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера под формой делового общения в деятельности классного руководителя понимается определенный, регламентированный способ передачи информации, установлении контактов между людьми.