Обществознание (школьный предмет)


Обществозна́ние — школьный учебный предмет, обучающий элементарным основам общественных наук. В программу предмета входят философия, социология, социальная психология, правоведение, экономика, политология. Сосредотачивается на знаниях для решения проблем в повседневной жизни. По состоянию на 2023 год обществознание является учебным предметом, по которому школьники сдают госэкзамены (ОГЭ и ЕГЭ) и который включает в себя пять самостоятельных дисциплин: экономику, правоведение, политологию, социологию и философию.

Во второй половине 1980-х годов возникли предложения о ликвидации обществоведения, существовавшего в учебных заведениях более 20 лет, так как оно себя изжило. Однако руководители Государственного комитета по образованию приняли другое решение — создать новый обществоведческий курс, отражающий изменившуюся социальную реальность[1].

В конце 1980-х — начале 1990-х годов лаборатория изучения обществоведения была достаточно многочисленна и хорошо сбалансирована по составу сотрудников. Наряду с признанными крупными специалистами в области социально-гуманитарного образования (А. Т. Кинкулькин, Л. Н. Боголюбов) большинство сотрудников составляли представители поколения 40-летних (Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, Е. И. Жильцова, Э. Н. Егорова и прочие). В лабораторию также пришли молодые специалисты (И. Н. Сухолет, Ю. Е. Соколов и прочие)[2].

За небольшой срок был подготовлен вариант программы курса для старшей школы, а в начале 1990-х годов на базе этого документа было создано первое учебное пособие «Основы современной цивилизации» под редакцией Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой, напечатанное небольшим тиражом в частном издательстве. Данное пособие ни по содержанию, ни по структуре не имело ничего общего с известным учебником под редакцией Г. Х. Шахназарова, продержавшимся в школе четверть века. Методический аппарат новой учебной книги был минимальным, присутствовали только вопросы и задания в конце параграфа. Всё внимание разработчиков было сконцентрировано на предъявлении принципиально нового учебного содержания. Оно отражало как изменившиеся реалии общественной жизни (переход к рынку, создание конкурентной политической среды и прочее), так и обновившиеся методологические подходы к отбору материала и к его интерпретации[3].

В те же годы коллектив лаборатории приступил к разработке курса для основной школы. Место существовавших в советской школе в 8-9 классах школы коротких и разрозненных курсов «Основы советского государства и права» и «Этика и психология семейной жизни», по мнению авторов, должен был занять новый интегрированный курс. В его разработке принимали участие Л. Н. Боголюбов (руководитель), Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, Э. Н. Егорова, Е. И. Жильцова, А. И. Матвеев[4].