Общество баварских иллюминатов


Общество баварских иллюминатов (нем. der Illuminatenorden) — немецкое тайное общество XVIII века, основанное 1 мая 1776 года в Ингольштадте философом и теологом Адамом Вейсгауптом, известным сторонником деизма, намеревавшимся использовать свою организацию для распространения и популяризации этого учения, а также либеральных идей эпохи европейского Просвещения.

Официальной целью иллюминатов было объявлено совершенствование и облагораживание человечества путём «строительства нового Иерусалима»[1]. Орден претерпел внутренний раскол, прежде чем был запрещён баварскими властями в 1785 году. Является одним из самых известных в истории союзов иллюминатов.

Общество баварских иллюминатов было основано 1 мая 1776 года в университете Ингольштадта профессором юриспруденции Адамом Вейсгауптом и поначалу состояло лишь из пяти членов. Иллюминаты не вели открытого набора в свои ряды, предпочитая самостоятельно отбирать и вербовать членов, порой довольно длительное время исподволь подготавливая кандидата к служению ордену.

Вейсгаупт называл своё общество орденом совершенствующихся (Perfektibilisten). Он должен был бороться с суеверием и невежеством, распространяя просвещение и нравственность. Конечная цель его, замена положительного христианства деизмом, равно как замена монархического правления республиканским, сообщалась только немногим посвященным. Для достижения этой цели считалось неизбежным безусловное подчинение отдельных лиц воле и предписаниям главы. Поэтому Вейсгаупт заимствовал организацию у иезуитского ордена.

Вначале Вейсгаупт рассчитывал создать свою организацию на основе масонских традиций, однако позднее изменил своё решение, сочтя «тайны» масонов слишком широкодоступными и лишёнными серьёзного содержания[2].

Вейсгаупт утверждал, что естественный человек по природе своей не является плохим — дурным его делает окружение и, в частности, религия, государство, внешние влияния. Таким образом, если человек будет освобождён от давления социальных институтов и начнёт руководствоваться исключительно холодным рассудком и знанием, проблемы морали отпадут сами собой.