Общество московских художников


О́бщество моско́вских худо́жников (ОМХ) — творческое объединение группы московских художников, состоявшее при Государственной Академии художественных наук (с 1928), существовавшее в 1927—1931 годах.

ОМХ возникло в 1927 году, затем по уставу 1928 года оно стало работать при Государственной академия художественных наук (ГАХН)[1] на основе слияния нескольких группировок.

В ОМХ вошли бывшие члены «Бубнового валета», объединений «Московские живописцы», «Бытие», «Маковец», «Жар-цвет» и других группировок[2]. В 1927 г. были сформированы первый состав объединения и его руководящие органы, в январе 1928 г. в составе общества было принято молодёжное объединение «Крыло», образовавшее группу «ОМХ-2», в феврале прошла 1-я выставка ОМХ, в марте при обществе были организованы художественно-производственные мастерские (МАСТОМХ)[3]. 23 июня 1928 г. был принят Устав общества[4], что завершило организационный процесс его создания.

Творчество тематически разнородных художников, вошедших в ОМХ, основывалось на принципах следования «живописной культуре» и преемственности традиций, выразившихся в задаче «сохранения и развития станковой картины как цельного художественного организма, как законченного произведения, не зависящего ни от архитектуры, ни от прикладного искусства»[5]. В декларации общества, выдвинутой в 1929 г. представители ОМХ определили реализм как синтез совершенной живописной формы и реального отображения действительности[6]:

«В методах нашего творчества мы отвергаем натуралистический бытовизм, поверхностный и статический протоколизм как средства непригодные для разрешения громадных задач изоискусства в наши дни. Мы требуем от художника величайшей действительности и выразительности формальной стороны его творчества, образующей неразрывное единство с идеологической основой последнего»[7].