Община (социальная организация)


Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение.

В основе ещё первобытных форм совместного проживания, лежала ещё кровная, семейная связь, вытекавшая из происхождения группы лиц от одного общего предка. Об это можно судить, в частности, из древних ирландских и валлийских законов, а также по сведениям, относящимся к Испании и германским племенам. Первоначально такой группой было племя, впоследствии, с увеличением численности племени — входившие в его состав роды и кланы.

Как правило, племя или его ветвь занимало определенную территорию, все пастбища, леса и земли на ней служили предметом совместного и нераздельного пользования всего племени. Ежегодно племя определяло, какие земли должны были подлежать обработке, осуществлявшейся совместно, продукты делились между всеми членами племени. Если у некоторых племен можно заметить возникновение чего-то вроде земельной родовой собственности, то она имела скорее характер временного владения: землю держал известный род, пока обрабатывал её.

С разрастанием племени значение кровной связи между отдельными родами падает. Расселявшиеся по территории племени самостоятельные группы людей, всё ещё сохраняют совместное пользование угодьями, однако обособляются в отношении пользования пашней, переходящею в исключительное пользование данного рода или клана. Заимка, то есть занятие ничейных территорий с целью проживания там и обработки тамошних угодий, теряет характер временной и становится постоянной, земля начинает передаваться по наследству представителями рода, поселяющихся в отдельных дворах, дворищах или целыми хуторами. Такой процесс происходил в эпоху великого переселения народов, а впоследствии конкретно в долинах Пиренеев, Тироля и Швейцарии, а также в Ирландии и в Германии. Ещё в X веке (и позднее) в Пиренеях система данная система полноценно функционировала. Представители рода жили в общей деревянной избе (echotza), стоявшей отдельно и окруженной пашней. Аналогично представители сербской задруги могли проживать в общем доме, либо же целые сёла могли быть населены членами одной задруги.

В чистом виде родовая форма сосуществования и совместного пользования угодьями прожила недолго, ввиду увеличения количества родичей она подвергалась дальнейшему процессу разложения и распада на новые подгруппы. Каждая из них получала свой надел, где вела самостоятельное хозяйство с сохранением иногда совместного пользования угодьями. В одних случаях процесс разложения создавал называемые семейные общины (задруги у южных славян, марковые общины), в других — общины, где объединяющим характером было более территория проживания, нежели кровное родство.

Таким образом, переход к соседским формам отношений созданием новых дворов по соседству со старыми был неизбежен. На это было три причины.