Теория стакана воды


Тео́рия стака́на воды́ — взгляд на любовь, брак и семью, который заключается в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение безо всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды). Встречался в первые годы Советской власти.

Критически проанализирован Анатолием Луначарским в статье «О повседневной жизни: молодость и теория стакана воды». Авторство этой теории часто необоснованно приписывают Александре Коллонтай и Кларе Цеткин, которые, выражая радикальные марксистские взгляды на понятие любви, никогда не сравнивали их на уровне «стакана воды». Напротив, Коллонтай утверждала, что «общество должно научиться распознавать все формы брака, независимо от их необычных контуров»[1].

Впервые упоминание о стакане воды появляется в биографии Фредерика Шопена, написанной Ференцем Листом в середине XIX века (1852), это слова подруги Шопена и главной эмансипантки той эпохи Жорж Санд: «Любовь, как стакан воды, даётся тому, кто его просит»[2].

Идеи эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) женщины начали развивать в середине XIX века. Предсказания о том, что социализм уничтожит буржуазную семью, высказывали Маркс и Энгельс[3].

Концепция новой женщины родилась во второй половине XIX века. Новую женщину описывали в своих произведениях Жорж Санд, Генрик Ибсен, Николай Чернышевский и Иван Тургенев. Наиболее известный теоретик, писавший о новой женщине, — Александра Коллонтай.

Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины и на функции семьи подробно изложены Фридрихом Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно Энгельсу, семья является надстройкой над экономическим базисом. Например, моногамию Энгельс трактует как способ передачи богатств по наследству своим биологическим детям. По Энгельсу, семейное хозяйство при социализме должно стать частью общественного труда, а уход за детьми и их воспитание — общественным делом, в связи с этим институт семьи в буржуазном варианте просто отомрёт. Отмирание буржуазной семьи также предсказывал «Манифест коммунистической партии».