Объективация


Объективация (от лат. objectivus «предметный») — опредмечивание, превращение в объект, мыслительный процесс, благодаря которому ощущение, что возникло как субъективное состояние, преобразуется в восприятие объекта. Объективация — акт проектирования наружу некоторых наших внутренних ощущений, обретения внешней, объективной формы существования. Термин используется применительно к чему-то субъективному, психическому или в отношении к какой-то внутренней, имплицитной, скрытой сущности. В психологии — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где расположены источники информации, которые воспринимаются.

Объективациями психического являются все внешние проявления психической деятельности — практическая деятельность, поступки, знаки и тому подобное. Как объективация психического выступают также все продукты и способы человеческой деятельностикультура в широком смысле слова. Кроме того, как объективации волевых импульсов, желаний и т. п рассматриваются объекты, на которые они направлены. Важнейшей формой объективации сознания и мышления считается речь. Классическая философия трактовала отношение мышления и речи в духе теории выражения: мышление существует до и вне языка, а в языке приобретает лишь внешнюю форму существования, объективируется. Философия XX века склоняется к признанию языка условием формирования самого сознания и мышления, средой любой духовной деятельности. Если для классической философии язык сознательно строится мышлением как его объективация, то неоклассики считают, что язык задает границы и возможности для мышления, а не просто придает ему внешнюю форму существования. Проявлением психического являются также жесты, интонации, выражения лица, которые часто являются непреднамеренными формами выражения психического. Иррационалистическая философия считает их интерпретацию очень важной, поскольку они открывают о человеке больше, чем он сам осознает (В. Дильтей).

Термин «объективация» в другом значении использовался в истории философии в различных концепциях. У А. Шопенгауэра все существующее рассматривается как различные объективации мировой воли. Воля проявляется на различных ступенях объективации начиная с разнообразных сил в неживой природе (притяжение, непроницаемость), где в отличие от живой природы объективации воли не индивидуализированы. Живая природа и человеческое общество усматриваются Шопенгауэром как непрерывное столкновение индивидуализированных объективаций свободы. Для «философии жизни» жизнь — это стихийный иррациональный творческий порыв, объективациями которого являются, в частности, все продукты культуры (для В.Дильтеярелигия, философия и искусство).