«Об игре в шахматы» (лат. De Ludo Schacorum) — книга итальянского монаха-математика Луки Бартоломео Пачоли из монастыря Гроба Господня на латинском языке. Трактат известен также под названием «Отгоняющий скуку» (итал. Schifanoia). Часть иллюстраций к трактату атрибутируются Леонардо да Винчи (1452—1519), ему же приписывается и часть представленных там шахматных задач[1].
Леонардо и Лука Бартоломео Пачоли были знакомы друг с другом, оба находились на службе при дворе миланского герцога Лодовико Сфорца в 1497 году. В трактате Луки Бартоломео Пачоли «О Божественной пропорции» Леонардо выступил в качестве автора рисунков. После взятия Милана французами в 1499 году Пачоли и Леонардо уехали в Мантую, где поступили на службу к маркизе Изабелле Д’Эсте (итал. Isabella d’Este, 1499—1503). Она любила шахматы и проводила турниры лучших шахматистов. Маркиза и заказала трактат о шахматах Пачоли[4].
Изабелла была старшей дочерью Эрколе I д’Эсте, герцога Феррары, и Элеоноры Неаполитанской (дочери короля Фердинанда Неаполитанского). Она была связана родством или браком почти со всеми правителями в Италии и известна как первая дама эпохи Возрождения. Изабелла д’Эсте получила очень хорошее образование, играла на лютне и флейте и обладала прекрасным голосом, знала греческую и римскую историю и классическую литературу, изучала географические карты и занималась астрологией. В 1490 году Изабелла вышла замуж за 25-летнего Франческо II Гонзага, маркиза Мантуи[5].
Пачоли написал сборник шахматных задач ориентировочно в 1500 году. Искусствовед Франко Рокко датирует сборник широким промежутком времени между 1497 и 1508 годами[6]. Профессор Аттилио Бартоли Ланджели и доцент Энцо Маттезини (из Университета Перуджи) провели палеографический и лингвистический анализ; по их мнению, рукопись создана в конце XV и начале XVI века. Датировка водяного знака на одной из страниц устанавливает дату не ранее 1496 года, в то время как запрос печатной привилегии на имя венецианского дожа Леонардо Лоредано устанавливает датировку не позже 29 декабря 1508 года[7].
Книга считалась утраченной, но была найдена итальянским историком-архивистом Дуилио Контином (итал. Duilio Contin) в конце 2006 года в книжном собрании графа Гульельмо Коронини в Палаццо Коронини в Гориции. Граф Гульельмо Коронини купил её в 1963 году вместе с другими старыми книгами у «венецианского поэта и библиофила», имя которого осталось неизвестным. Анализом сборника руководил 70-летний миланский скульптор и архитектор Франко Рокко. Консультантом выступил профессор Карло Педретти, специалист по творчеству Леонардо да Винчи. Искусствоведы определили, что иллюстрации не принадлежали автору трактата. Владельцы рукописи пригласили эксперта из лос-анджелесского центра по изучению наследия Леонардо да Винчи (фонд Арманда Хаммера), который должен подтвердить или опровергнуть гипотезу Рокко[4].